В
Добавил Великий Новгород прошлое в фотографии June 26, 2023
Ближайшие изображения
Комментарии
И
Иевлев Анатолий
27.06.2023, 11:09:21
Мост через Волхов подорвали наши саперы при отступлении в августе 1941 г.
Ответить
Л
Леонтьев Виктор
01.08.2023, 02:47:42
Анатолий, ну не весть же а один пролет моста в группе фото есть
Ответить
D
DELETED
30.06.2023, 22:09:10
На данном снимке запечатлена ВОСтОЧНАЯ часть Кремля, которая в оккупацию была в приемлемом состоянии, насколько я помню. Это к вопросу о том, кто всё-таки разрушил центральный купол Софии))
Ответить
Л
Леонтьев Виктор
26.07.2023, 03:45:23
Антошка, на счет софии это не доказано кто чей снаряд упал и ненадо из немцев невинных делать
Ответить
D
DELETED
10.08.2023, 02:28:15
Виктор, давайте логично думать. Зачем немцам бомбить Софию, если Новгород - немецкий?
Ответить
Л
Леонтьев Виктор
25.09.2023, 06:09:37
Антошка, при отступление
Ответить
D
DELETED
29.09.2023, 08:30:37
Виктор, Пономарева читайте. Он всё детально описал, как советская артиллерия бомбила Софию
Ответить
Л
Леонтьев Виктор
03.10.2023, 02:53:22
Антошка, читал по ходу от немецкой авиации при наступление немцев
Ответить
D
DELETED
03.10.2023, 04:59:57
Виктор, если вы про Софию, то вы какую-то ерунду несёте, простите
Ответить
Л
Леонтьев Виктор
03.10.2023, 14:28:41
Антошка, в от именно панамарева сейчас и читал
Ответить
D
DELETED
01.07.2023, 18:22:31
https://vk.com/photo-66157289_321517509
Ответить
В
Волхонский Вячеслав
07.07.2023, 02:59:13
И ещё один момент - многое от довоенного Новгорода мы потеряли уже после войны. Здания XIX - начала XX вв. до сих пор бездумно и безумно перестраивают, а порой и просто разбирают (даже за последние несколько лет - с десяток случаев). Поэтому, некоторые наши современники ничуть не лучше артиллеристов времен войны, а в чём-то даже хуже!
Ответить
D
DELETED
08.07.2023, 08:18:10
Еще и с орфографией проблемы)
Ответить
D
DELETED
14.07.2023, 23:39:23
http://vk.com/topic-12011186_22539464 еще, с другой стороны
Ответить
Л
Листов Сергей
17.07.2023, 10:01:19
Шкатулка изготовлена немецким военнопленным,в лагере,который находился на территории госпиталя(парусная фабрика).Подарок моему деду.Дед служил там врачом. https://vk.com/photo-12011186_388468967
Ответить
D
DELETED
26.07.2023, 09:04:41
Короче, я понял. "По всем законам военной науки", советские войска должны были ровнять город с землёй, но не ровняли, так как воевали не по науке, а от души, по русски) И 3 года советская артиллерия стреляла по воробушкам. И при наступлении, в 44-м, тоже не было артподготовки. Ага.
Ответить
В
Волхонский Вячеслав
29.07.2023, 07:57:01
Интересная дискуссия - много эмоций и никаких фактов!
Если говорить о военных разрушениях Новгорода, то надо помнить, что в 1941 году за город шли настоящие бои, а перед этим его полтора месяца бомбила немецкая авиация. В результате бомбёжек, боёв и следовавших за ними пожаров практически вся городская застройка была уничтожена или превращена в "коробки".
В качестве примеров несколько фотографий Новгорода августа 1941 г.: https://vk.com/photo-12011186_154960543 (в центре кадра ц. Двенадцати апостолов), https://vk.com/photo-12011186_150159232 (вид от Новолучанской до Волхова), https://vk.com/photo-12011186_290617220 и https://vk.com/photo-12011186_342585472
Домик при звоннице был разрушен именно летом 1941 года и уж точно не нашей артиллерией. Тогда же один из снарядов пробил северный свод основного объёма Софийского собора. С большой вероятностью можно предположить, что от немецкого авиаудара была наполовину разрушена ц. Петра и Павла на Славне.
Во время оккупации наша артиллерия несомненно стреляла по городу, но, видимо, не часто и точечно (на фотографиях в альбомах группы можно наблюдать разрушения некоторых зданий). Отдельными "снайперскими" выстрелами снимали немецкие наблюдательные пункты (шпиль Часозвони, купол Знаменского собора и .т.д.), но сами древние здания катастрофических разрушений при этом не получали. Серьёзных исключений из описанной выше ситуации с нашей стороны три -
1. Уже упомянутый в обсуждении обстрел Кремля 5 июля 1942 года (более ста снарядов выпущенных в северную часть Кремля, именно по Софии)
2. Обстрелы Хутынского и Кириллова монастырей, за которые шли непосредственные бои, особенно в 1943 году
3. Полное уничтожение Отенского монастыря, куда прорвались испанцы.
Но сами немцы не сидели сложа руки - они методично разбирали оставшиеся коробки зданий (видимо на стройматериалы для полевых укреплений). Именно от таких действий была уничтожена значительная часть коробок (которые естественно можно было восстановить после войны) преимущественно на Софийской стороне: https://vk.com/photo-12011186_290350349 Среди прочего немцами была разобрана ц. Флора и Лавра на Легощей улице (несколько лет назад слышал байку, что её взорвали наши сапёры после взятия города на булыжник для ремонта дорог, однако на фото выше видно, что к 1943 году храма уже не было).
Пожалуй самый показательный пример можно увидеть по линии фронта, которая прошла примерно по середине между восточной частью города и пригородными храмами. Если церкви оказавшиеся на немецкой передовой остались практически целы (Перынь, Юрьево, церкви Славенского холма, Филиппа апостола, Рождества и Николы на кладбище, Воскресения (Тихвинская) на кладбище, Спаса на Ильине и Знаменский собор), то церкви на нашей передовой были безжалостно и полностью уничтожены немецкой артиллерией (Волотово, Ковалёво, Ситка, Нередица, Липно Сковородка и Благовещение на Городище). Причём относительная удалённость от линии фронта Сковородского и Липненского храмов практически лишала их военного значения... но досталось и им. https://vk.com/photo-12011186_154960543 https://vk.com/photo-12011186_150159232
Ответить
И
Иевлев Анатолий
29.07.2023, 16:36:54
Да. Согласен, один пролет.
Я не осуждаю РККА и, уж тем более, не оправдываю немцев. Просто надо объективно относится к историческим фактам. Было - значит было, и никуда от этого не денешься. А переписывание истории, пусть даже в мелочах и пусть даже и из патриотических соображений, чревато последствиями.
Ответить
D
DELETED
06.08.2023, 01:58:08
А где, Слава, фотки разрушенного домика при звониице? я с телефона, может чо не увидел) но пусть, и это так, и она была порушена немцами... пусть. Все, что ты написал, познавательно, новО, но где факты, противоречащие моему первому посту о том, что советская артиллерия бомбила город тоже нещадно, как и немецкая?)) наоборот, ты подтвердил, что храмы на передовой никто не жалел. да еще и Софии доставалось)
Ответить
В
Волхонский Вячеслав
27.09.2023, 18:08:03
Антошка, специально для тебя отыскал ранний снимок домика при звоннице: https://vk.com/photo-12011186_287571270
Теперь немного повторюсь - к моменту сдачи Новгорода обстреливать было уже практически нечего - большая часть городской застройки была уничтожена немецкими авианалётами и последующими пожарами (напомню – из примерно двух с половиной тысяч довоенных домов около двух были деревянными!)
О том, что советская артиллерия обстреливала город точечно и весьма аккуратно, я писал с конкретными примерами выше. По всем законам военной науки все высокие здания на немецкой передовой должны были смешать с землёй, от города вообще ничего не должно было остаться! Однако древние храмы получали от наших артиллеристов незначительные повреждения. Об исключениях я тоже писал - только объекты, за которые шли постоянные бои, были серьёзно разбиты нашими. Немцы же методично уничтожали всё, что было на советской передовой и разбирали многие оставшиеся в городе здания (можешь полистать послевоенные альбомы и сравнить состояние, скажем, церквей Спаса на Ильине и Спаса на Ковалёве и т.д.).
Единственный яркий пример ничем не обоснованного артиллерийского обстрела Новгорода - обстрел северной части Кремля 5 июля 1942 года! Были ещё печальные случаи при точечных обстрелах. К примеру, в 1942 году пожаром от попадания снаряда были уничтожены не эвакуированные фонды музея в церкви Иоанна на Опоках. Но эти единичные случаи никак не позволяют говорить, что ущерб нанесённый Новгороду советскими артиллеристами сопоставим с ущербом от действий немецких войск.
Не вижу смысла идеализировать Красную армию – по городу могли немного и точечно стрелять в связи с нехваткой снарядов. Но то, что древние храмы наши артиллеристы осознанно берегли, для меня почти очевидно! https://vk.com/photo-12011186_287571270
Ответить
М
Марченко Герман
09.08.2023, 08:29:56
Очень "уместно" смотрятся пленные немцы на фоне ими же разрушенного города!
Ответить
И
Иевлев Анатолий
21.08.2023, 06:23:09
Сдается мне, кремль здорово обрабатывала наша артиллерия в 1943-м году.
Ответить
D
DELETED
01.09.2023, 22:47:52
еще вопрос, от кого больше досталось городу...
Ответить
Л
Леонтьев Виктор
22.09.2023, 07:55:10
Антошка, а чего сразу на советскую армию сваливать немцы лучше чтоли кстати в группе есть снимки перед входом в кремль и моста через волхов так вот там один пролет разрушен так вопрос кто кого хуже
Ответить
И
Иевлев Анатолий
22.09.2023, 20:30:58
Согласен с А.Бочановым. Город в большей степени пострадал от артиллерии РККА.
Ответить
Л
Леонтьев Виктор
02.10.2023, 15:43:46
Анатолий, а мост через волхов наша тоже артиллерия виновата а немцы такие невинные
Ответить