В
Добавил Великий Новгород прошлое в фотографии June 28, 2023
Ближайшие изображения

Комментарии

В
Великий Новгород прошлое в фотографии
12.07.2023, 01:35:11
В учебном корпусе, кроме помещений администрации института, учебных кабинетов, читального зала библиотеки, зрительного зала (актового), находились студенческие общежития на третьем этаже и комнаты для преподавателей и служащих. Вход в институт был разрешен только через парадные двери и гардеробную. Всех входящих встречал швейцар, проверявший документы. Находиться в институте «в верхнем платье» категорически запрещалось. За исключением летнего сезона в институте работала «гардеробная», или «вешалка», которую обслуживали два швейцара. Она работала с 8 часов утра до 12 часов ночи. На швейцаров возлагались также ночные дежурства внутри главного здания. По институту дежурили и студенты. В одном из документов 1933 г. сохранился порядок дежурств студентов. Дежурные по институту «наряжаются» на 16 часов в сутки (с 7 часов утра до 11 часов вечера, по два человека – один на второй этаж, другой – на первый). Дежурные подчиняются коменданту института и не освобождаются от занятий. Только с 3 часов дня и до 11 часов вечера они неотлучно дежурили возле парадного входа (один – с 3 до 7 часов, другой – с 7 до 11 часов). Дежурные студенты должны были следить за чистотой и порядком, за сохранностью имущества и учебного оборудования. Администрация института уделяла сохранности имущества особое внимание. Со студентов безжалостно взыскивали стоимость испорченной мебели, разбитых стекол, лампочек и т. д. Если не удавалось найти виновного, то ответственность за порчу имущества несли старосты. Один из приказов по институту, направленный на сохранность стекол в кабинетах, запрещал всем студентам, кроме старост, открывать и закрывать окна в кабинетах. Учебные помещения института распределялись сначала по классной системе. За каждым отделением института закреплялся свой кабинет, в котором группы проводили занятия, за исключением специализированных кабинетов (физики, химии, военного дела, физкультуры). Ответственность за порядок и сохранность оборудования в кабинетах возлагалась на старост соответствующих отделений и лаборантов этих кабинетов. Кабинеты открывались за 10 минут до начала занятий и закрывались тотчас по их окончании. Во внеурочное время открывать кабинеты запрещалось. Для самостоятельной работы студентов отводились специальные аудитории и читальный зал, которые работали до 22–23-х часов вечера. С 1 января 1935 г. в институте была введена кабинетная система распределения аудиторий. Кабинеты исторического факультета были расположены на втором этаже, а литературного на первом. На истфаке были открыты кабинеты древней истории, истории средних веков, новой истории, истории ВКП(б) и истории СССР. В «зрительном» зале института проводились физкультурные занятия и вечера-спектакли. После вечеров-спектаклей в зале организовывались танцы. Устраивать танцы в другое время категорически запрещалось. 11 декабря 1934 г. при институте было открыто почтовое отделение. С этого дня вся корреспонденция студентам и служащим института выдавалась в отделении с 10 до 16 часов. Для уведомления «о получении на их имя почты вывешиваются ежедневно (кроме выходных дней) два списка: один в почтовом отделении, другой на доске объявлений в институте». Преподавателям института корреспонденция доставлялась прямо в институт почтальоном отделения. В институте был свой радиотрансляционный узел, который работал каждый день, кроме понедельника: утром с 7 до 9 часов и вечером с 18 до 23 часов. В пятый день шестидневки вечерние передачи продолжались до 24-х часов, а в выходные дни: с 8 до 13 и с 18 до 24 часов. В подсобном хозяйстве института, кроме заведующего, было два рабочих, коровница и ночной сторож. Здесь производилась сельскохозяйственная продукция для столовой института. По воспоминаниям современников, в теплицах выращивали огурцы. Студенческие общежития располагались как в главном, учебном здании, так и на территории монастыря. Студенты жили в деревянных двухэтажных домах, которые были разбросаны по территории антоновского парка. Поскольку основной контингент студентов, обучавшихся в институте, приезжал из деревень, первоочередной задачей руководства института было наведение в студенческих общежитиях элементарного порядка. Администрация института неоднократно проводила санитарные проверки общежитий. Одна из таких проверок, организованных в феврале 1934 г., выявила следующие нарушения среди студентов: в комнате сидят в шапке и в пальто, под матрацем хранят грязное белье, книги, вещи, столярные инструменты, на матрацах грязь и сор, приезжают в институт без одеял и простыней, спят в комнате в шубе. Студентам был объявлен выговор за нарушение порядка и чистоты в общежитиях, а также было предложено немедленно устранить отмеченные недостатки: приобрести простыни, наволочки и полотенца. Такие случаи не были редкостью. С целью улучшения качества жизни студентов в общежитиях и стимулируя их к поддержанию порядка, администрация организовывала соревнования на лучшую студенческую комнату. Победители получали для своих комнат ценные призы: матрацы, подушки, одеяла, комплекты постельного белья, мебель (столы, стулья, тумбочки), занавески, картины, зеркала, патефоны и т. д. Строго регламентирован был в институте и распорядок дня. В нем учитывалось все, включая время на самостоятельную работу студентов и даже на «тихий час». Изменения в распорядке дня происходили, преимущественно, весной и осенью. Весной, когда в целях экономии топлива переставала работать электростанция, завхоз обеспечивал читальные залы и аудитории для самостоятельной работы студентов керосиновыми лампами. Вот, как выглядел распорядок дня в марте 1934 г.: Побудка . . . . 8 час. Завтрак . . . . . 8 час. 30 мин. Учебные занятия: I час . . . . . . . . 9 час. – 9 ч. 50 м. II час . . . . . . . . 10 час. – 10 ч. 50 м. III час . . . . . . . 11 час. – 11 ч. 50 м. IV час . . . . . . . 12 час. – 12 ч. 50 м. V час . . . . . . . . 13 час. – 13 ч. 50 м. VI час . . . . . . . 14 час. – 14 ч. 50 м. между занятиями перерыв в 10 минут. Обед – 15 ч. 30 м. – 16 ч. Отдых – 16 ч. – 17 ч. Работа кружков, заседания общественных организаций – 17 ч. – 19 ч. Вся работа должна укладываться в указанные часы. После 19-ти часов студент имеет право уйти с заседания кружка, общественной организации и т. д. Ужин – 19 ч. – 19 ч. 30 м. Отдых – 19 ч. 30 м. – 20 ч. Часы самостоятельной работы студента – 20 ч. – 23 ч. Обычно день начинался с обязательной для всех студентов утренней физзарядки. Старосты обязаны были собрать студентов в большом зале, а физрук или подготовленные им инструкторы проводили зарядку. В 1934 г. администрация института ввела предложение проводить в конце 4-го часа занятий «физминутку». На завтрак, обед и ужин были отведены определенные часы. Основное внимание в институте уделялось учебе студентов, особенно самостоятельной работе. Строго следили за посещаемостью студентов. Старосты групп ежедневно заполняли журнал посещаемости, сдававшийся в учебную часть. Каждый месяц эти данные поступали на стол директору института. Студенты-прогульщики подвергались взысканиям, в том числе и материальным: за пропущенные часы у них удерживали деньги из стипендии. Если студенты не вовремя возвращались в институт после каникул, то они также наказывались. За такие опоздания курсанты рабфака могли быть отчислены как «дезертиры». Студенты, не успевавшие в учебе, либо снимались со стипендии, либо переводились на «стипендию в размере стоимости питания». Наоборот, студенты-«ударники», проявившие себя в учебе и общественной жизни, получали премии, ездили на экскурсии в Ленинград за счет института и т. д. Отчет о работе Новгородского государственного учительского института за 1938/1939 учебный год. ГАНО. Ф. Р-3577. Оп. 1. Д. 13. Л. 58. https://53news.ru/novosti/arhivy-raskryvayut-tajny-povsednevnaya-zhizn-studentov-i-prepodavatelej-v-antonovo-v-1930-e-gody.html https://vk.com/photo-12011186_457256866 https://53news.ru/novosti/arhivy-raskryvayut-tajny-povsednevnaya-zhizn-studentov-i-prepodavatelej-v-antonovo-v-1930-e-gody.html
Ответить
В
Великий Новгород прошлое в фотографии
26.07.2023, 20:26:50
Большинство преподавателей института приезжало в Новгород из Ленинграда. Для приезжих преподавателей существовала специальная комната для проживания. Другим преподавателям, жившим в Новгороде постоянно, предоставлялись квартиры в здании института. Бытовая сторона жизни преподавателей была тяжелой. Сохранилось письмо руководства института к ленинградскому профессору М. Н. Мартынову, в котором ему предлагались следующие условия работы: «… лекции оплачиваются по 15 руб. за час. Институт оплачивает Вам проезд в оба конца, включая ж/д билет и извозчика. На время пребывания в Институте Вы обеспечиваетесь местом в комнате приезжих преподавателей, кипятком, обедом и ужином по коммерческим ценам (обед – 2–3 рубля). С вокзала до Института Вам придется взять извозчика (за счет Ин-та), а обратно Институт обеспечивает Вас своими средствами передвижения. Из постельных принадлежностей необходимо захватить с собой одеяло». Н. Н. Масленникова вспоминала, в каких условиях жил в Новгороде ее отец – историк-медиевист Н. С. Масленников: «Насчет бытовых условий сказать трудно. Мой отец был в Новгороде приезжим, а не постоянно там жил. По большому коридору нижнего этажа у него была комната с одним окном, без бытовых удобств. Нужно было ходить или к соседям, или в общественную уборную. Рядом жил кто-то из преподавателей в двухкомнатной квартире и там были бытовые удобства, но две комнаты были разделены перегородкой. Когда к отцу приезжали жена и тёща, ему давали ключи от этой квартиры, где мы и жили. Поэтому особых бытовых удобств не было». В здании института в распоряжении преподавателей была профессорская комната, в которую каждое утро специальная официантка из столовой носила завтраки. Для встречи и отправки преподавателей на вокзал использовался гужевой транспорт. Учебная часть предоставляла график приезда и отъезда преподавателей, а кучер и конюх обеспечивали подачу подводы в указанное время. В августе 1940 г. был установлен новый порядок пользования транспортом: каждый сотрудник института, имеющий право по делам службы пользоваться транспортом, должен был подавать письменную заявку заведующему хозяйственной частью до 16 часов, с точным указанием часа, места подачи и направления. Поданная подвода не должна была задерживаться заказчиком более 10 минут с момента подачи. По истечении указанного срока кучер должен был вернуться на конный двор и поставить лошадь на место. Категорически запрещалось кучерам и конюху выдавать транспорт без нарядов. Основная задача преподавателей института заключалась в качественном преподавании своего предмета. Случалось, что преподаватели, не обеспечившие прохождения курса на должном научном и идеологическом уровне, освобождались от работы. Преподаватели подвергались взысканиям за халатное отношение к исполнению своих обязанностей и пропуски занятий без уважительных причин. Так, из зарплаты преподавателя вычитались деньги за пропущенные им часы. Во время экзамена преподаватели должны были не только выслушивать ответ студента, но и проверять его конспекты на наличие грамматических ошибок. Это было одним из средств борьбы с безграмотностью. В институте работал орфографический и грамматический кружок, постоянно проводились проверки знаний студентами русского языка. За грамматические ошибки в конспектах студентам снижалась оценка. Среди студентов авторитет преподавателя был беспрекословным. Директивы Наркомпроса запрещали студентам публично обсуждать деятельность преподавателя. Кроме оценки на экзамене, преподаватель писал подробный письменный отчет о работе студента, давал ему характеристику. Повседневная жизнь студентов и преподавателей института тех нелегких лет была обусловлена бытовыми трудностями и проходила на фоне идеологической обстановки, поиска классовых врагов и социально-чуждых элементов, милитаризации общества, готовящегося к войне. Но, несмотря на это, было подготовлено много профессиональных педагогов, проводились исследования, готовились научные работы. Заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области Екатерина Михайлова. Старший научный сотрудник отдела использования документов Государственного архива Новгородской области, директор Музея истории Новгородского государственного университета Николай Салоников. https://53news.ru/novosti/arhivy-raskryvayut-tajny-povsednevnaya-zhizn-studentov-i-prepodavatelej-v-antonovo-v-1930-e-gody.html https://53news.ru/novosti/arhivy-raskryvayut-tajny-povsednevnaya-zhizn-studentov-i-prepodavatelej-v-antonovo-v-1930-e-gody.html
Ответить
В
Великий Новгород прошлое в фотографии
27.07.2023, 17:02:12
Архивы раскрывают тайны. Повседневная жизнь студентов и преподавателей в Антоново в 1930-е годы В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли вписан в них… С октября 1919 года в помещениях закрытой Новгородской духовной семинарии в Антониевом монастыре начали работать советские педагогические учебные заведения: сначала Новгородский институт народного образования (в 1922 г. переименован в Практический институт народного образования), а затем педагогический техникум, на базе которого в 1932 г. был открыт Новгородский педагогический институт, преобразованный в 1934 г. в учительский. В фондах Государственного архива Новгородской области и Музея истории НовГУ сохранилось много интересных документов, рассказывающих о жизни института в первые годы его существования. В довоенный период институт представлял собой замкнутый, компактный комплекс, расположенный в Антониевом монастыре, в который входили также техникум и рабфак. Административно-хозяйственные структуры этого комплекса включали в себя: учебное здание, общежития, прачечную, почтовое отделение, медпункт, столовую, подсобное хозяйство, конюшню, сапожную мастерскую, детскую комнату, радиотрансляционный узел, электростанцию и даже собственную парикмахерскую. Отопление учебных зданий и общежитий, включая электростанцию и столовую, было печным. Дрова для топки печей отпускались комендантом зданий – дровоносам. Дровоносы получали дрова под расписку и доставляли их в учебное здание и общежития. Так, в 1933/1934 учебном году норма отпуска дров составляла 4 кубометра на 25 метров жилплощади на отопительный сезон. https://53news.ru/novosti/arhivy-raskryvayut-tajny-povsednevnaya-zhizn-studentov-i-prepodavatelej-v-antonovo-v-1930-e-gody.html https://vk.com/photo-12011186_457256865 https://53news.ru/novosti/arhivy-raskryvayut-tajny-povsednevnaya-zhizn-studentov-i-prepodavatelej-v-antonovo-v-1930-e-gody.html
Ответить

Студенты и преподаватели Новгородского государственного учительского института. 1937 г. Музей истории

Студенты и преподаватели Новгородского государственного учительского института. 1937 г. Музей истории НовГУ. Источник: https://53news.ru/novosti/arhivy-raskryvayut-tajny-povsednevnaya-zhizn-studentov-i-prepodavatelej-v-antonovo-v-1930-e-gody.html

Источник:
https://vk.com/photo-12011186_457256864
Год:
1937 - 1937
Последнее изменение 03.08.2023, 19:45:56