В
Добавил Великий Новгород прошлое в фотографии June 28, 2023
Ближайшие изображения
Комментарии
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
04.07.2023, 15:31:17
Ну, поздравляю Вас тогда!)Уверенность в святости, это хорошо!)
Ответить
Н
Николаев Леонид
09.07.2023, 16:13:33
Действительно. Ни революционный максимализм, ни религиозный фанатизм никогда не приводил ни к чему хорошему...
Ответить
Т
Терентьев Алексей
11.07.2023, 02:57:30
Зато в нем бог - не бог распятый, а Родина кинотеатр!
Ответить
Б
Багрянородный Константин ●••●
16.07.2023, 02:05:23
Все в Аду?
Ответить
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
18.07.2023, 02:14:35
Наши БЕЗБОЖНО продувают грекам...преемственность однако..((
Ответить
И
Иванович Александр
21.07.2023, 21:31:53
нию, т.е. для промышлен-
ности».
Понятно, что инфор-
мацию, опубликованную в
русскоязычной прессе пе-
риода нацистской оккупа-
ции, нужно подвергать
большому сомнению. По
отношению к советским
реалиям она могла быть
только негативной. Но оп-
ределённые бытовые за-
рисовки вряд ли могли по-
лучить отражение на стра-
ницах советских газет и
документов, разве что в
неподцензурных личных
дневниках. Но последних
явно недостаточно для
представления всей пол-
ноты картины жизни пред-
военного Новгорода.
В январе 1944 года
рижский иллюстрирован-
ный журнал «Для всех»
опубликовал художе-
ственную статью Василия
Пономарёва «Последний
звон юрьевских колоко-
лов», в которой он писал:
«От озера, над рекой к
городу неслись мощные
звуки гудящей меди. Вол-
ны их плыли над улицами,
проникали в дома. Новго-
родцы останавливались,
подымали головы, люди
выглядывали в окна, вы-
бегали на улицу, не веря
своим ушам. Много лет
не раздавалось колоколь-
ного звона. Много лет,
под гнетом строгого зап-
рета, висели, словно уснув, немно-
гие, еще уцелевшие древние коло-
кола. И вдруг, среди бела дня, гор-
до гудит Юрьев монастырь, во всю
мощь своих тысячепудовых колоко-
лов.
Новгородцы взволнованы, испу-
ганы, обрадованы. Что это значит?
Ползут дикие, нелепые слухи:
– Белые пришли!
– Сталин помер. Слава тебе,
Господи!
– Мериканцы прилетели!
Шепчутся меж собой тишком.
Колокола звучали, действитель-
но, в честь Америки. Правда, аме-
риканцы не прилетали на берега
Волхова. Приехала лишь одна аме-
риканка».
Если верить некоторым советс-
ким литературоведам сатирическая
поэма Самуила Маршака «Мистер
Твистер» (1933 г.) имеет под собой
реальную основу. Но всё-таки нака-
занный американский миллионер в
СССР – это из области мифов. Со-
ветское государство сильно нужда-
лось в валюте, а за неё можно было
исполнить любую прихоть приезжих
богатеев в стране всеобщего равен-
ства: «Скучающая миллионерша,
совершая поездку по России, посе-
тила и Новгород, знаменитый па-
мятниками древнерусского искусст-
ва. В числе других богатая иност-
ранка пожелала осмотреть и Юрь-
ев монастырь, сверкавший златыми
главами у самого Ильмень-озера
Ответить
И
Иванович Александр
28.07.2023, 20:37:29
Источник:http://www.nnng.ru/numbers/99rage34221/nng29.pdf
Ответить
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
04.08.2023, 18:21:12
Вы то не собираетесь, но ведь и решать не Вам, надеюсь Вы это понимаете..
Ответить
Н
Николаев Леонид
08.08.2023, 18:03:21
)
Ответить
И
Иванович Александр
16.08.2023, 19:09:26
С молотка
У Октябрьской ре-
волюции 1917 года,
безусловно, имелись и
положительные сторо-
ны: широкая организация борьбы с
безграмотностью населения и по-
пытка нести «искусство в массы».
Особую роль в этом деле стали
играть музеи. Перед ними больше-
вики поставили две основные зада-
чи:
1. Собирание, хранение и орга-
низация материалов революцион-
ной истории и быта.
2. Распространение правильных
понятий о революции и пропаганда
революционных идей.
На Новгородчине в годы НЭПа
активно открываются новые музеи.
Судьба у них была разная, но, в ос-
новном, печальная.
Музей краеведения в Старой
Руссе занимал верхний этаж камен-
ного купеческого дома на улице,
ведущей от железнодорожного вок-
зала к мосту через реку Полисть.
Кроме вещей из дворянских усадеб,
там находились различные предме-
ты из церквей города и уезда. Ста-
рый музейщик С.М.Смирнов в сво-
их воспоминаниях пишет: «Коллек-
ции Старорусского музея целиком
погибли в годы войны 1941—1945 гг.
По количеству они были значитель-
ны, но едва ли подвергались тща-
тельному обследованию и отбору.
Этому мешало само время, тревож-
ное и непостоянное, когда работни-
ки музея часто менялись, иногда
среди них попадались люди случай-
ные и малосведущие.
Во всяком случае приходится
жалеть, что не сохранилось то, что
было накоплено в музее. Среди его
экспонатов могли быть вещи цен-
ные, заслуживающие большого вни-
мания. Старорусский край был об-
ластью весьма важной в истории
нашего государства и имел на сво-
ей территории немало памятников
прошлого».
Но были еще музеи в Валдае,
Малой Вишере, Марьине, Грузине,
Сябреницах, Выбити. В последнем
населенном пункте, в бывшем име-
нии князей Васильчиковых, распо-
лагался музей быта. Понятно, что в
начале XX века практически всё,
произведённое в веке XIX, казалось
не имеющим никакой исторической
ценности. Поэтому подобные музей-
ные экспонаты продавались любым
желающим на аукционе. В Выбытях
он состоялся летом 1925 года. С.М.
Смирнов так описывает его: «Про-
ходил аукцион в самом большом по-
мещении верхнего этажа усадебно-
го дома, в бывшей столовой. Сюда
были снесены все вещи, предназна-
ченные для продажи, за исключени-
ем громоздких, оставленных на их
местах. На все предметы были на-
значены исходные цены. Людей на-
бралось множество. Аукцион нароч-
но был намечен на воскресный день.
По окрестным селениям заранее
были сделаны соответствующие
оповещения, даны были объявления
через печать в соседние города…
Цены в общем были умеренные.
Самые предметы были добротные,
вполне пригодные не только для де-
ревенской, но и для городской об-
становки: столы, стулья, диваны,
шкафы, этажерки. Много было фар-
форо-фаянсовой посуды, обыкно-
венной, но чистой, хорошей выдел-
ки, изделия фабрики Кузнецова и
др… Продавался набор для вина из
25 или 30 бокалов прекрасного гра-
вированного стекла с гербом князей
Васильчиковых на каждом бокале…
На аукционе было оживлённо и
весело».
Тогда даже музейным работни-
кам казалось, что «весело и ожив-
лённо» символы старого мира рас-
купаются крестьянами и мелкими
торговцами. Но на смену Новой эко-
номической политике уже шла инду-
стриализация вместе со сплошной
коллективизацией.
При всех попытках современных
родителей придумать для своего
чада что-то оригинальное, трудно
представить, что кто-то даст своему
ребёнку такие имена, как Трактор
Ответить
Б
Багрянородный Константин ●••●
24.08.2023, 15:10:23
Борис, А это одному Богу весть. Но я вроде бы икон не сжигал, над святынями не глумился. Может Господь да и помилует меня?
Ответить
П
Петрова Наталья
27.08.2023, 12:26:50
"А новый - пролетариат" - гораздо глубже. С "кинотетаром" стих уже не катит, хотя чем кинотеатр хуже церкви, я лично не вижу :)
Ответить
И
Иванович Александр
30.08.2023, 13:55:17
«Боги» 25-го
года против «старого бога»
Ни у кого не вызывает сомне-
ния, какие огромные потери по-
нес Великий Новгород во время
Великой Отечественной войны. В
книге «Памятники искусства, раз-
рушенные немецкими захватчи-
ками в СССР», изданной в 1948
году под редакцией Игоря Граба-
ря, отмечается: «Никогда мир не
был свидетелем таких чудовищ-
ных разрушений памятников
культуры, какие учинены фашис-
тскими захватчиками на террито-
рии Советского Союза. Война
всегда приносит ущерб, и челове-
чество свободно вздохнёт только
тогда, когда не будет более войн
и отпадет гонка вооружений...»
Советские искусствоведы в
первые послевоенные годы об-
виняли гитлеровцев в преднаме-
ренном разрушении памятников
в СССР: «Но частичные разруше-
ния, обычные для прошлых войн,
– в корне иной природы, нежели
разрушения, совершенные фа-
шистами. Тогда они являлись в
результате боевых действий, те-
перь, впервые в истории, они
производились преднамеренно,
планомерно, по прямому предписа-
нию Гитлера и его генералов-ван-
далов...»
Вывод из этих слов следовал
самый пессимистический: «Зачин-
щики и организаторы последней
мировой бойни понесли заслужен-
ную кару, но памятники культуры
погибли; великолепные сооруже-
ния, прекрасные произведения жи-
вописи и скульптуры, созданные
гением великого русского народа,
либо уже невосстановимы, либо
искалечены до неузнаваемости».
Следует признать: в судьбе на-
шего города свои разрушительные
следы оставила вся первая полови-
на XX века. Ведь что-то было разоб-
рано уже после войны (например,
здание Городской думы и торговые
ряды на Ярославовом дворище), а
что-то исчезло и в предвоенные
годы. Так что и мирные 20 – 30 годы
прошлого века
оказались
весьма жесто-
кими к древ-
ним новгород-
ским памятни-
кам.
Ответить
Ш
Шершневский Андрей
31.08.2023, 20:16:01
) однако чего за других говорить....
Ответить
И
Иванович Александр
03.09.2023, 15:07:28
– Пожалуй, дело граничит с вре-
дительством, – намекал «Метал-
лом» музею.
И вот, в полном согласии с мес-
тными новгородскими властями,
прибыла из Ленинграда специаль-
ная бригада для превращения юрь-
евских колоколов в металлический
лом.
Музей уперся: без Наркомпро-
са и комитета по охране памятни-
ков древности сдать колоколов не
имеем права.
Генеральная битва за юрьевс-
кий звон произошла в Ленинграде
на особом совещании Областного
Комитета по Охране Памятников
Древности и Искусства.
Здесь Академия Наук была раз-
бита «Металломом», получившим
право разбить юрьевские колокола.
Воспоминания Василия Поно-
марёва дают достаточно целостную
картину тех горьких для музея со-
бытий: «Выторговали только набор
маленьких колокольчиков перезво-
на да право предварительной зву-
ковой записи последнего вопля гиб-
нущих колоколов. Известие о пора-
жении привело в уныние новгород-
ский музей.
Прибыли в Новгород сотрудни-
ки Академии Наук для звуковой за-
писи, и в сопровождении двух со-
трудников музея направились в
Юрьев.
На монастырском дворе перед
колокольней собралась уже целая
толпа: старики и старушки Юрьевс-
кого инвалидного дома, крестьяне
из слободки и ближайших деревень.
Слухи о снятии колоколов взбудо-
ражили народ».
Следует ещё раз напомнить, где
был опубликован цитируемый мате-
риал: в оккупированной гитлеровца-
ми Риге. Поэтому трудно сказать,
антисемитский пассаж – это пози-
ция самого автора или его нацистс-
ких хозяев: «С тяжёлым сердцем
проходим сквозь строй озлоблен-
ных взглядов. Их особенно привле-
кает один из сотрудников музея,
смуглый худощавый брюнет южно-
го типа, чем-то напоминающий ев-
рея.
– Жид проклятый, – улавлива-
ется шёпот вслед.
Поднимаясь на лестницу, брю-
нет, ярый юдофоб, довольно усме-
хается:
– Люблю слышать подобные
приветствия!
Вот бы взялись мужички за ум,
да и вздули нас хорошенько, метал-
лоломозцев, да, заодно и академи-
ческих звукозаписывателей, – про-
должал он».
Через несколько месяцев после
описываемых событий почти все
новгородские музейные работники
(Порфиридов, Смирнов, Понома-
рёв, Шевяков, Павлович и многие
другие, всего 12 человек) будут аре-
стованы как члены «Контрреволю-
ционной организации «Российское
студенческое христианское движе-
ние». Среди обвинений будет и та-
кое: они – «антисоветская органи-
зация противодействия антирелиги-
озной работе, занимались охраной
неприкосновенности церквей и быв-
ших помещичьих усадьб под пред-
логом, что они имеют художествен-
но-историческую ценность в целях
сохранения их в расчёте на рестав-
рацию монархического строя».
Борис Шевяков, заведующий
Краеведческим музеем, будет при-
говорен к расстрелу, заменённому
10 годами лагерей (в 1937 г. его всё
же расстреляют) на допросе расска-
жет: «Во время моего пребывания
в г. Новгороде в качестве зав. Му-
зеем мне приходилось несколько
раз выступать перед местной влас-
тью о разрушении церквей и снятия
колоколов с Юрьевского монасты-
ря, вследствие чего эти мероприя-
тия были не осуществлены, и цер-
ковники видели во мне опору».
Увы, к этому времени (1933 год)
колоколов в Юрьевском монастыре
уже не было: «Началась звуковая
запись. Что она могла дать? Старик-
звонарь уже исчез из слободки во
времена коллективизации. В коло-
кола били первые попавшиеся пар-
ни или же их звук пробовали сами
сотрудники Академии Наук и музея.
Записать подлинно художе-
ственно-музыкальный звон было
невозможно. Зафиксировали лишь
могучие голоса отдельных колоко-
лов. Гудит двухтысяча-пудовый ве-
ликан, за ним в тысячу пудов, а там
и меньшая братия в пятьсот и двес-
ти пятьдесят пудов.
Отзвучали в последний раз. Всё
кончено. Спускаемся с колокольни,
где теперь хозяйничает бригада
«металломовцев». Тяжело. Мы слы-
шали последний звон Юрьевских
колоколов. Это было летом 1932
года».
По-разному складывалась судь-
ба церковного имущества. Иконы,
хоругви из Софийского собора
были направлены в Ленинград для
сдачи в госфонд, что-то разбива-
лось на части и сдавалось в утиль и
на металлолом, а что-то ушло за
границу. Размах распродажи наци-
онального богатства был настолько
велик, что печально известная кон-
тора «Антиквариат» вынуждена
была отстаивать свои монополь-
ныые права «ввиду того, что в чис-
ле прочих вещей экспроприируют-
ся иконы и что право экспорта икон
за границу принадлежит только нам.
Мы просим Вас все поступающее к
Вам из ликвидируемых и закрыва-
емых церквей забронировать за
нами до приезда специалистов для
просмотра и определения их каче-
ства и пригодности для экспорта».
Десант ленинградских «искусство-
ведов» состоял из одного оценщи-
ка и десятка грузчиков. Вывозилось
самое ценное, а все остальное за-
частую просто уничтожалось.
Гласом вопиющего в пустыне
можно назвать отчёты работников
Новгородского музея: «Полный раз-
гром и расхищение церкви: резьба
иконостаса испорчена на больших
протяжениях, иконы вынуты из сво-
их мест, другие порезаны, хрусталь-
ная люстра лишена хрусталя, а её
металлический каркас смят и иско-
веркан...».
Фотографии из книги А.Н. Трифоновой «Великий Новгород в ХХ веке»
(Москва, 2009) и из группы ВКонтакте «Великий Новгород - прошлое в
фотографии»
Десятки памятников на древней новгородской земле известны нам
теперь лишь по фотографиям, картинам, рассказам очевидцев. Но
не только война привела нас к тому, что мы с трудом узнаем на от-
крытках начала XX века свой родной город.
Борис КОВАЛЁВ,
Санкт-Петербургский институт истории РАН.
Ответить
И
Иванович Александр
08.09.2023, 11:10:12
Власти поспешили подать спе-
циальный пароход. В монастыре,
осмотрев древний Георгиевский
храм, американка выразила жела-
ние прослушать русский колоколь-
ный звон в исполнении замечатель-
ного ансамбля юрьевских колоко-
лов, о которых она где-то слыхала».
В своё время выдающийся пуб-
лицист Илья Эренбург отмечал не-
кую раздвоенность советских чи-
нуш. С одной стороны, они на сло-
вах всячески превозносили отече-
ственные приоритеты во всём, с
другой же – пресмыкались перед
иностранцами. Особенно заметно
это могло проявиться в провинции:
«Власти заметались. Об отказе, ра-
зумеется, не могло быть и речи.
Ведь проклятая акула капитализма
щедро платит за всё валютой, вы-
сосанной из американских пролета-
риев.
Но как звонить? Кто будет зво-
нить? Где достать звонаря? Всех
монахов давно поминай, как звали!
Наконец! Нашли! Запыхавшись,
чуть не бегом, гонят какого-то ста-
рика из монастырской слободки.
Ещё мальчишкой он трезвонил и с
тех пор помогал в праздники пре-
жнему звонарю-монаху, настояще-
му мастеру этого искусства.
Прослушав звон, американка
восхитилась. Пожелала видеть зво-
наря. Кто-то из личной свиты мил-
лионерши щёлкнул аппаратом. По
небрежному знаку холёной в коль-
цах руки переводчик сунул опешив-
шему звонарю несколько советских
червонцев».
Как замолчали
новгородские колокола
Нет пророка в своем Отечестве.
Авторитет со стороны кажется го-
раздо более весомым, чем свой. Но
в целом эта история явно сыграла
на руку новгородским музейщикам:
«Миллионерша отбыла. Приезд
американской миллионерши и её
неожиданный интерес к колокольно-
му звону принёс немалую пользу
делу охраны новгородских колоко-
лов от покушения разных производ-
ственных организаций, вроде «Ме-
таллома», «Цветмета» и других по-
добных.
После приезда миллионерши
директор новгородского музея имел
возможность успешно отбивать по-
кушения всех организаций указани-
ем на интерес иностранцев к коло-
кольному звону.
– Тут, понимаете, валюта! Валю-
та!»
Наступили годы индустриализа-
ции страны. Бурно растущая про-
мышленность поглощала миллионы
тонн металла. Наверное, он даже
шёл на благое дело. Юные пионе-
ры активно собирали металлолом,
а в их учебниках публиковалась не-
замысловатая загадка: «Высоко ви-
сит. Без дела звенит. Снять его пора
– перелить на трактора». А тут ви-
сели почти четыре тысячи пудов
(около 64 тонн) великолепной меди.
Отливались колокола там же в Юрь-
еве на монастырском колокололи-
тейном заводе, от которого близ
монастырских стен в слободке ещё
сохранились ямы, где отливались
большие колокола.
Но школьникам они были не по
зубам. В дело вмешались вполне
взрослые дяди:
Ответить
Ш
Шершневский Андрей
09.09.2023, 20:53:46
Не в святости, но и в ад не собираюсь.
Ответить
П
Петрова Наталья
12.09.2023, 20:09:26
Красивое стихотворение! Вдохновляет.
Ответить
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
14.09.2023, 21:15:20
Ну, вот видите Константин, для себя Вы этой возможности не исключаете и понимаете, что решать не Вам.Почему же Вы огульно всех этих людей в ад то хотите запихнуть и уж наверно мысленно то запихнули?Вам ли решать?И лютые разбойники становились святыми,".. и не все мирские попадут в ад, и не все монашествующие в рай", неисповедимы пути Господни!Все мы будем на Страшном суде.Все уже предрешено.К чему же такая агрессивность, стоит ли уподобляться противоположной стороне?Этому к сожалению дают толчок и сегодняшнее руководство РПЦ, Вс.Чаплин /а такая ведь фамилия добрая!/ призывал убивать большевиков позабыв заповедь "не убий!",или портрет как икона патриарха Никона в Иверском висит, а сколько на нем крови..а про грех стяжательства уж и говорить то не хочу, так много позорных фактов.. Так что не нам судить кому в Рай, а кому в другую сторону..определенности Вы не узнаете на этом свете.
Ответить
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
21.09.2023, 06:02:06
Все там будем, Константин.. или у вас страховка?)
Ответить
Ш
Широких Алла
25.09.2023, 03:22:24
фууууууууууууууууууууууууу
Ответить
И
Иванович Александр
26.09.2023, 17:58:24
или Электрификация. Но они были
весьма популярны в годы первых
пятилеток. Это стало своего рода
символом эпохи. Тогда, в процес-
се сталинской индустриализации,
Новгород не стал крупным промыш-
ленным центром. Более того, он по-
терял свой губернский статус и стал
рядовым районным центром. Лидер
ленинградских большевиков Сер-
гей Киров не видел в нем реально-
го потенциала к развитию, а вот
возможности изыскать в нем столь
необходимую валюту – вполне.
Здания же старых новгородских
церквей вполне подходили для
вполне обыденного использования.
В 1929 году в городе прожива-
ло 34 тысячи человек. Действова-
ло 34 православных храмов (всего
же действовало 40 культовых зда-
ний). В этих условиях местным ру-
ководством принимается решение
о закрытии 5 церквей, тем более у
них нашелся вполне уважительный
повод к этому: «Городские склады
перегружены. Госхлебофонду угро-
жает опасность. Прибывающий
хлеб невозможно разместить из-за
отсутствия складов.
Общественность требует изъя-
тия церквей. Без ущерба можно
изъять пять: Никитинскую, Покров-
скую, Десятинскую, Николокоча-
новскую, Тихвинскую». Ответ Мос-
квы был краток: «Закройте десять.
Утверждаю. Клингер».
Густав Клингер, бывший кайзе-
ровский солдат, перешедший на
сторону большевиков, сделает на
новой родине феноменальную ка-
рьеру: станет одним из создателей
республики немцев Поволжья, бу-
дет работать на руководящих по-
стах в Москве. Правда, 1937 года
он не переживёт…
Но вернёмся к Новгороду. Подо
что же отдавались Храмы, из кото-
рых верующие были изгнаны? Ва-
риантов хватало. Так служащие
Новгородского окрисполкома пред-
ложили: «Иерусалимский собор –
под центральную библиотеку,
Дмитриевскую – клуб завода Хал-
турина, Власьевскую – клуб сезон-
ников, Фрола и Лавра – клуб стро-
ителей, часовню Чудного Креста –
редакции газеты «Звезда», Антони-
евскую церковь – под мастерские
Дома юношества».
Будет ошибочным считать, что
гонениям подвергались только пра-
вославные. Католический костел
стал архивом, а синагога – комна-
той комсомольца-безбожника. Все-
общая атеизация страны шла по
плану.
«Мериканцы
прилетели!»
Стране, проводящей индустри-
ализацию, очень требовался цвет-
ной металл. И «сознательные нов-
городцы» быстро нашли его: «Все
колокола необходимо снять и ис-
пользовать их по прямому назначе-
Ответить