В
Добавил Великий Новгород прошлое в фотографии June 28, 2023
Ближайшие изображения

Комментарии

B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
04.07.2023, 15:31:17
Ну, поздравляю Вас тогда!)Уверенность в святости, это хорошо!)
Ответить
Н
Николаев Леонид
09.07.2023, 16:13:33
Действительно. Ни революционный максимализм, ни религиозный фанатизм никогда не приводил ни к чему хорошему...
Ответить
Т
Терентьев Алексей
11.07.2023, 02:57:30
Зато в нем бог - не бог распятый, а Родина кинотеатр!
Ответить
Б
Багрянородный Константин ●••●
16.07.2023, 02:05:23
Все в Аду?
Ответить
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
18.07.2023, 02:14:35
Наши БЕЗБОЖНО продувают грекам...преемственность однако..((
Ответить
И
Иванович Александр
21.07.2023, 21:31:53
нию, т.е. для промышлен- ности». Понятно, что инфор- мацию, опубликованную в русскоязычной прессе пе- риода нацистской оккупа- ции, нужно подвергать большому сомнению. По отношению к советским реалиям она могла быть только негативной. Но оп- ределённые бытовые за- рисовки вряд ли могли по- лучить отражение на стра- ницах советских газет и документов, разве что в неподцензурных личных дневниках. Но последних явно недостаточно для представления всей пол- ноты картины жизни пред- военного Новгорода. В январе 1944 года рижский иллюстрирован- ный журнал «Для всех» опубликовал художе- ственную статью Василия Пономарёва «Последний звон юрьевских колоко- лов», в которой он писал: «От озера, над рекой к городу неслись мощные звуки гудящей меди. Вол- ны их плыли над улицами, проникали в дома. Новго- родцы останавливались, подымали головы, люди выглядывали в окна, вы- бегали на улицу, не веря своим ушам. Много лет не раздавалось колоколь- ного звона. Много лет, под гнетом строгого зап- рета, висели, словно уснув, немно- гие, еще уцелевшие древние коло- кола. И вдруг, среди бела дня, гор- до гудит Юрьев монастырь, во всю мощь своих тысячепудовых колоко- лов. Новгородцы взволнованы, испу- ганы, обрадованы. Что это значит? Ползут дикие, нелепые слухи: – Белые пришли! – Сталин помер. Слава тебе, Господи! – Мериканцы прилетели! Шепчутся меж собой тишком. Колокола звучали, действитель- но, в честь Америки. Правда, аме- риканцы не прилетали на берега Волхова. Приехала лишь одна аме- риканка». Если верить некоторым советс- ким литературоведам сатирическая поэма Самуила Маршака «Мистер Твистер» (1933 г.) имеет под собой реальную основу. Но всё-таки нака- занный американский миллионер в СССР – это из области мифов. Со- ветское государство сильно нужда- лось в валюте, а за неё можно было исполнить любую прихоть приезжих богатеев в стране всеобщего равен- ства: «Скучающая миллионерша, совершая поездку по России, посе- тила и Новгород, знаменитый па- мятниками древнерусского искусст- ва. В числе других богатая иност- ранка пожелала осмотреть и Юрь- ев монастырь, сверкавший златыми главами у самого Ильмень-озера
Ответить
И
Иванович Александр
28.07.2023, 20:37:29
Источник:http://www.nnng.ru/numbers/99rage34221/nng29.pdf
Ответить
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
04.08.2023, 18:21:12
Вы то не собираетесь, но ведь и решать не Вам, надеюсь Вы это понимаете..
Ответить
Н
Николаев Леонид
08.08.2023, 18:03:21
)
Ответить
И
Иванович Александр
16.08.2023, 19:09:26
С молотка У Октябрьской ре- волюции 1917 года, безусловно, имелись и положительные сторо- ны: широкая организация борьбы с безграмотностью населения и по- пытка нести «искусство в массы». Особую роль в этом деле стали играть музеи. Перед ними больше- вики поставили две основные зада- чи: 1. Собирание, хранение и орга- низация материалов революцион- ной истории и быта. 2. Распространение правильных понятий о революции и пропаганда революционных идей. На Новгородчине в годы НЭПа активно открываются новые музеи. Судьба у них была разная, но, в ос- новном, печальная. Музей краеведения в Старой Руссе занимал верхний этаж камен- ного купеческого дома на улице, ведущей от железнодорожного вок- зала к мосту через реку Полисть. Кроме вещей из дворянских усадеб, там находились различные предме- ты из церквей города и уезда. Ста- рый музейщик С.М.Смирнов в сво- их воспоминаниях пишет: «Коллек- ции Старорусского музея целиком погибли в годы войны 1941—1945 гг. По количеству они были значитель- ны, но едва ли подвергались тща- тельному обследованию и отбору. Этому мешало само время, тревож- ное и непостоянное, когда работни- ки музея часто менялись, иногда среди них попадались люди случай- ные и малосведущие. Во всяком случае приходится жалеть, что не сохранилось то, что было накоплено в музее. Среди его экспонатов могли быть вещи цен- ные, заслуживающие большого вни- мания. Старорусский край был об- ластью весьма важной в истории нашего государства и имел на сво- ей территории немало памятников прошлого». Но были еще музеи в Валдае, Малой Вишере, Марьине, Грузине, Сябреницах, Выбити. В последнем населенном пункте, в бывшем име- нии князей Васильчиковых, распо- лагался музей быта. Понятно, что в начале XX века практически всё, произведённое в веке XIX, казалось не имеющим никакой исторической ценности. Поэтому подобные музей- ные экспонаты продавались любым желающим на аукционе. В Выбытях он состоялся летом 1925 года. С.М. Смирнов так описывает его: «Про- ходил аукцион в самом большом по- мещении верхнего этажа усадебно- го дома, в бывшей столовой. Сюда были снесены все вещи, предназна- ченные для продажи, за исключени- ем громоздких, оставленных на их местах. На все предметы были на- значены исходные цены. Людей на- бралось множество. Аукцион нароч- но был намечен на воскресный день. По окрестным селениям заранее были сделаны соответствующие оповещения, даны были объявления через печать в соседние города… Цены в общем были умеренные. Самые предметы были добротные, вполне пригодные не только для де- ревенской, но и для городской об- становки: столы, стулья, диваны, шкафы, этажерки. Много было фар- форо-фаянсовой посуды, обыкно- венной, но чистой, хорошей выдел- ки, изделия фабрики Кузнецова и др… Продавался набор для вина из 25 или 30 бокалов прекрасного гра- вированного стекла с гербом князей Васильчиковых на каждом бокале… На аукционе было оживлённо и весело». Тогда даже музейным работни- кам казалось, что «весело и ожив- лённо» символы старого мира рас- купаются крестьянами и мелкими торговцами. Но на смену Новой эко- номической политике уже шла инду- стриализация вместе со сплошной коллективизацией. При всех попытках современных родителей придумать для своего чада что-то оригинальное, трудно представить, что кто-то даст своему ребёнку такие имена, как Трактор
Ответить
Б
Багрянородный Константин ●••●
24.08.2023, 15:10:23
Борис, А это одному Богу весть. Но я вроде бы икон не сжигал, над святынями не глумился. Может Господь да и помилует меня?
Ответить
П
Петрова Наталья
27.08.2023, 12:26:50
"А новый - пролетариат" - гораздо глубже. С "кинотетаром" стих уже не катит, хотя чем кинотеатр хуже церкви, я лично не вижу :)
Ответить
И
Иванович Александр
30.08.2023, 13:55:17
«Боги» 25-го года против «старого бога» Ни у кого не вызывает сомне- ния, какие огромные потери по- нес Великий Новгород во время Великой Отечественной войны. В книге «Памятники искусства, раз- рушенные немецкими захватчи- ками в СССР», изданной в 1948 году под редакцией Игоря Граба- ря, отмечается: «Никогда мир не был свидетелем таких чудовищ- ных разрушений памятников культуры, какие учинены фашис- тскими захватчиками на террито- рии Советского Союза. Война всегда приносит ущерб, и челове- чество свободно вздохнёт только тогда, когда не будет более войн и отпадет гонка вооружений...» Советские искусствоведы в первые послевоенные годы об- виняли гитлеровцев в преднаме- ренном разрушении памятников в СССР: «Но частичные разруше- ния, обычные для прошлых войн, – в корне иной природы, нежели разрушения, совершенные фа- шистами. Тогда они являлись в результате боевых действий, те- перь, впервые в истории, они производились преднамеренно, планомерно, по прямому предписа- нию Гитлера и его генералов-ван- далов...» Вывод из этих слов следовал самый пессимистический: «Зачин- щики и организаторы последней мировой бойни понесли заслужен- ную кару, но памятники культуры погибли; великолепные сооруже- ния, прекрасные произведения жи- вописи и скульптуры, созданные гением великого русского народа, либо уже невосстановимы, либо искалечены до неузнаваемости». Следует признать: в судьбе на- шего города свои разрушительные следы оставила вся первая полови- на XX века. Ведь что-то было разоб- рано уже после войны (например, здание Городской думы и торговые ряды на Ярославовом дворище), а что-то исчезло и в предвоенные годы. Так что и мирные 20 – 30 годы прошлого века оказались весьма жесто- кими к древ- ним новгород- ским памятни- кам.
Ответить
Ш
Шершневский Андрей
31.08.2023, 20:16:01
) однако чего за других говорить....
Ответить
И
Иванович Александр
03.09.2023, 15:07:28
– Пожалуй, дело граничит с вре- дительством, – намекал «Метал- лом» музею. И вот, в полном согласии с мес- тными новгородскими властями, прибыла из Ленинграда специаль- ная бригада для превращения юрь- евских колоколов в металлический лом. Музей уперся: без Наркомпро- са и комитета по охране памятни- ков древности сдать колоколов не имеем права. Генеральная битва за юрьевс- кий звон произошла в Ленинграде на особом совещании Областного Комитета по Охране Памятников Древности и Искусства. Здесь Академия Наук была раз- бита «Металломом», получившим право разбить юрьевские колокола. Воспоминания Василия Поно- марёва дают достаточно целостную картину тех горьких для музея со- бытий: «Выторговали только набор маленьких колокольчиков перезво- на да право предварительной зву- ковой записи последнего вопля гиб- нущих колоколов. Известие о пора- жении привело в уныние новгород- ский музей. Прибыли в Новгород сотрудни- ки Академии Наук для звуковой за- писи, и в сопровождении двух со- трудников музея направились в Юрьев. На монастырском дворе перед колокольней собралась уже целая толпа: старики и старушки Юрьевс- кого инвалидного дома, крестьяне из слободки и ближайших деревень. Слухи о снятии колоколов взбудо- ражили народ». Следует ещё раз напомнить, где был опубликован цитируемый мате- риал: в оккупированной гитлеровца- ми Риге. Поэтому трудно сказать, антисемитский пассаж – это пози- ция самого автора или его нацистс- ких хозяев: «С тяжёлым сердцем проходим сквозь строй озлоблен- ных взглядов. Их особенно привле- кает один из сотрудников музея, смуглый худощавый брюнет южно- го типа, чем-то напоминающий ев- рея. – Жид проклятый, – улавлива- ется шёпот вслед. Поднимаясь на лестницу, брю- нет, ярый юдофоб, довольно усме- хается: – Люблю слышать подобные приветствия! Вот бы взялись мужички за ум, да и вздули нас хорошенько, метал- лоломозцев, да, заодно и академи- ческих звукозаписывателей, – про- должал он». Через несколько месяцев после описываемых событий почти все новгородские музейные работники (Порфиридов, Смирнов, Понома- рёв, Шевяков, Павлович и многие другие, всего 12 человек) будут аре- стованы как члены «Контрреволю- ционной организации «Российское студенческое христианское движе- ние». Среди обвинений будет и та- кое: они – «антисоветская органи- зация противодействия антирелиги- озной работе, занимались охраной неприкосновенности церквей и быв- ших помещичьих усадьб под пред- логом, что они имеют художествен- но-историческую ценность в целях сохранения их в расчёте на рестав- рацию монархического строя». Борис Шевяков, заведующий Краеведческим музеем, будет при- говорен к расстрелу, заменённому 10 годами лагерей (в 1937 г. его всё же расстреляют) на допросе расска- жет: «Во время моего пребывания в г. Новгороде в качестве зав. Му- зеем мне приходилось несколько раз выступать перед местной влас- тью о разрушении церквей и снятия колоколов с Юрьевского монасты- ря, вследствие чего эти мероприя- тия были не осуществлены, и цер- ковники видели во мне опору». Увы, к этому времени (1933 год) колоколов в Юрьевском монастыре уже не было: «Началась звуковая запись. Что она могла дать? Старик- звонарь уже исчез из слободки во времена коллективизации. В коло- кола били первые попавшиеся пар- ни или же их звук пробовали сами сотрудники Академии Наук и музея. Записать подлинно художе- ственно-музыкальный звон было невозможно. Зафиксировали лишь могучие голоса отдельных колоко- лов. Гудит двухтысяча-пудовый ве- ликан, за ним в тысячу пудов, а там и меньшая братия в пятьсот и двес- ти пятьдесят пудов. Отзвучали в последний раз. Всё кончено. Спускаемся с колокольни, где теперь хозяйничает бригада «металломовцев». Тяжело. Мы слы- шали последний звон Юрьевских колоколов. Это было летом 1932 года». По-разному складывалась судь- ба церковного имущества. Иконы, хоругви из Софийского собора были направлены в Ленинград для сдачи в госфонд, что-то разбива- лось на части и сдавалось в утиль и на металлолом, а что-то ушло за границу. Размах распродажи наци- онального богатства был настолько велик, что печально известная кон- тора «Антиквариат» вынуждена была отстаивать свои монополь- ныые права «ввиду того, что в чис- ле прочих вещей экспроприируют- ся иконы и что право экспорта икон за границу принадлежит только нам. Мы просим Вас все поступающее к Вам из ликвидируемых и закрыва- емых церквей забронировать за нами до приезда специалистов для просмотра и определения их каче- ства и пригодности для экспорта». Десант ленинградских «искусство- ведов» состоял из одного оценщи- ка и десятка грузчиков. Вывозилось самое ценное, а все остальное за- частую просто уничтожалось. Гласом вопиющего в пустыне можно назвать отчёты работников Новгородского музея: «Полный раз- гром и расхищение церкви: резьба иконостаса испорчена на больших протяжениях, иконы вынуты из сво- их мест, другие порезаны, хрусталь- ная люстра лишена хрусталя, а её металлический каркас смят и иско- веркан...». Фотографии из книги А.Н. Трифоновой «Великий Новгород в ХХ веке» (Москва, 2009) и из группы ВКонтакте «Великий Новгород - прошлое в фотографии» Десятки памятников на древней новгородской земле известны нам теперь лишь по фотографиям, картинам, рассказам очевидцев. Но не только война привела нас к тому, что мы с трудом узнаем на от- крытках начала XX века свой родной город. Борис КОВАЛЁВ, Санкт-Петербургский институт истории РАН.
Ответить
И
Иванович Александр
08.09.2023, 11:10:12
Власти поспешили подать спе- циальный пароход. В монастыре, осмотрев древний Георгиевский храм, американка выразила жела- ние прослушать русский колоколь- ный звон в исполнении замечатель- ного ансамбля юрьевских колоко- лов, о которых она где-то слыхала». В своё время выдающийся пуб- лицист Илья Эренбург отмечал не- кую раздвоенность советских чи- нуш. С одной стороны, они на сло- вах всячески превозносили отече- ственные приоритеты во всём, с другой же – пресмыкались перед иностранцами. Особенно заметно это могло проявиться в провинции: «Власти заметались. Об отказе, ра- зумеется, не могло быть и речи. Ведь проклятая акула капитализма щедро платит за всё валютой, вы- сосанной из американских пролета- риев. Но как звонить? Кто будет зво- нить? Где достать звонаря? Всех монахов давно поминай, как звали! Наконец! Нашли! Запыхавшись, чуть не бегом, гонят какого-то ста- рика из монастырской слободки. Ещё мальчишкой он трезвонил и с тех пор помогал в праздники пре- жнему звонарю-монаху, настояще- му мастеру этого искусства. Прослушав звон, американка восхитилась. Пожелала видеть зво- наря. Кто-то из личной свиты мил- лионерши щёлкнул аппаратом. По небрежному знаку холёной в коль- цах руки переводчик сунул опешив- шему звонарю несколько советских червонцев». Как замолчали новгородские колокола Нет пророка в своем Отечестве. Авторитет со стороны кажется го- раздо более весомым, чем свой. Но в целом эта история явно сыграла на руку новгородским музейщикам: «Миллионерша отбыла. Приезд американской миллионерши и её неожиданный интерес к колокольно- му звону принёс немалую пользу делу охраны новгородских колоко- лов от покушения разных производ- ственных организаций, вроде «Ме- таллома», «Цветмета» и других по- добных. После приезда миллионерши директор новгородского музея имел возможность успешно отбивать по- кушения всех организаций указани- ем на интерес иностранцев к коло- кольному звону. – Тут, понимаете, валюта! Валю- та!» Наступили годы индустриализа- ции страны. Бурно растущая про- мышленность поглощала миллионы тонн металла. Наверное, он даже шёл на благое дело. Юные пионе- ры активно собирали металлолом, а в их учебниках публиковалась не- замысловатая загадка: «Высоко ви- сит. Без дела звенит. Снять его пора – перелить на трактора». А тут ви- сели почти четыре тысячи пудов (около 64 тонн) великолепной меди. Отливались колокола там же в Юрь- еве на монастырском колокололи- тейном заводе, от которого близ монастырских стен в слободке ещё сохранились ямы, где отливались большие колокола. Но школьникам они были не по зубам. В дело вмешались вполне взрослые дяди:
Ответить
Ш
Шершневский Андрей
09.09.2023, 20:53:46
Не в святости, но и в ад не собираюсь.
Ответить
П
Петрова Наталья
12.09.2023, 20:09:26
Красивое стихотворение! Вдохновляет.
Ответить
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
14.09.2023, 21:15:20
Ну, вот видите Константин, для себя Вы этой возможности не исключаете и понимаете, что решать не Вам.Почему же Вы огульно всех этих людей в ад то хотите запихнуть и уж наверно мысленно то запихнули?Вам ли решать?И лютые разбойники становились святыми,".. и не все мирские попадут в ад, и не все монашествующие в рай", неисповедимы пути Господни!Все мы будем на Страшном суде.Все уже предрешено.К чему же такая агрессивность, стоит ли уподобляться противоположной стороне?Этому к сожалению дают толчок и сегодняшнее руководство РПЦ, Вс.Чаплин /а такая ведь фамилия добрая!/ призывал убивать большевиков позабыв заповедь "не убий!",или портрет как икона патриарха Никона в Иверском висит, а сколько на нем крови..а про грех стяжательства уж и говорить то не хочу, так много позорных фактов.. Так что не нам судить кому в Рай, а кому в другую сторону..определенности Вы не узнаете на этом свете.
Ответить
B
Beerbaum Борис Puuh - 等式
21.09.2023, 06:02:06
Все там будем, Константин.. или у вас страховка?)
Ответить
Ш
Широких Алла
25.09.2023, 03:22:24
фууууууууууууууууууууууууу
Ответить
И
Иванович Александр
26.09.2023, 17:58:24
или Электрификация. Но они были весьма популярны в годы первых пятилеток. Это стало своего рода символом эпохи. Тогда, в процес- се сталинской индустриализации, Новгород не стал крупным промыш- ленным центром. Более того, он по- терял свой губернский статус и стал рядовым районным центром. Лидер ленинградских большевиков Сер- гей Киров не видел в нем реально- го потенциала к развитию, а вот возможности изыскать в нем столь необходимую валюту – вполне. Здания же старых новгородских церквей вполне подходили для вполне обыденного использования. В 1929 году в городе прожива- ло 34 тысячи человек. Действова- ло 34 православных храмов (всего же действовало 40 культовых зда- ний). В этих условиях местным ру- ководством принимается решение о закрытии 5 церквей, тем более у них нашелся вполне уважительный повод к этому: «Городские склады перегружены. Госхлебофонду угро- жает опасность. Прибывающий хлеб невозможно разместить из-за отсутствия складов. Общественность требует изъя- тия церквей. Без ущерба можно изъять пять: Никитинскую, Покров- скую, Десятинскую, Николокоча- новскую, Тихвинскую». Ответ Мос- квы был краток: «Закройте десять. Утверждаю. Клингер». Густав Клингер, бывший кайзе- ровский солдат, перешедший на сторону большевиков, сделает на новой родине феноменальную ка- рьеру: станет одним из создателей республики немцев Поволжья, бу- дет работать на руководящих по- стах в Москве. Правда, 1937 года он не переживёт… Но вернёмся к Новгороду. Подо что же отдавались Храмы, из кото- рых верующие были изгнаны? Ва- риантов хватало. Так служащие Новгородского окрисполкома пред- ложили: «Иерусалимский собор – под центральную библиотеку, Дмитриевскую – клуб завода Хал- турина, Власьевскую – клуб сезон- ников, Фрола и Лавра – клуб стро- ителей, часовню Чудного Креста – редакции газеты «Звезда», Антони- евскую церковь – под мастерские Дома юношества». Будет ошибочным считать, что гонениям подвергались только пра- вославные. Католический костел стал архивом, а синагога – комна- той комсомольца-безбожника. Все- общая атеизация страны шла по плану. «Мериканцы прилетели!» Стране, проводящей индустри- ализацию, очень требовался цвет- ной металл. И «сознательные нов- городцы» быстро нашли его: «Все колокола необходимо снять и ис- пользовать их по прямому назначе-
Ответить

15 октября 1925г. Первая Новгородская городская конференция Союза безбожников. Снимок у памятника Новгородскому

15 октября 1925г. Первая Новгородская городская конференция Союза безбожников. Снимок у памятника Новгородскому ополчению.

Источник:
https://vk.com/photo-12011186_284823964
Год:
1925 - 1925
Последнее изменение 05.08.2023, 18:43:18