В
Добавил Великий Новгород прошлое в фотографии June 26, 2023
Ближайшие изображения

Комментарии

М
Марченко Герман
18.07.2023, 18:05:47
Вид вокзала со стороны путей. Фото 1953 года. Вид вокзала со стороны привокзальной площади. Фото 1953 года.
Ответить
А
Абаков Павел
12.08.2023, 14:09:54
Герман, может кто-нибудь знает что за улица ? или населённый пункт? был за вокзалом где сейчас ул. Космонавтов
Ответить
М
Марченко Герман
06.09.2023, 07:22:24
Павел, на момент начала войны в квадрате между Нехинским и Григоровским шоссе и между Веряжей и Ленинградской улицей были сплошные поля. Никаких населённых пунктов там не было! 😊 https://vk.com/photo-12011186_457250665
Ответить
А
Абаков Павел
08.09.2023, 04:43:33
Герман, в 67 году мы въехали Космонавтов 20 к2 там были частные дома, причём очень много они шли от садов вдоль железной дороги в метрах 50, это были не времянки а капитальные дома
Ответить
М
Максимов Александр
18.09.2023, 16:17:21
Герман, ни как не могу понять почему теперь везде растут кусты....а раньше их не было
Ответить
Ш
Шудегов Олег
23.09.2023, 18:42:11
Павел, мы жили за вокзалом с 1952 года, было поле до д. Григорово, и было идеально видно водонапорную башню и депо.
Ответить
М
Максимов Александр
24.09.2023, 00:19:04
Павел, вроде там не было ни чего ....был пустырь....
Ответить
М
Марченко Герман
26.09.2023, 01:59:39
Павел, ну, так это уже ближе к 1970-м! Это уже НОВГОРОД! 😊
Ответить
К
Князев Анатолий
28.07.2023, 12:57:26
а за вокзалом были дачные участки до 1984 года.
Ответить
И
Ильин Александр
03.08.2023, 13:53:36
Аллея была?!
Ответить
М
Марченко Герман
25.08.2023, 04:35:56
Александр, аллея и сейчас на своём месте! Называется она пр. К.Маркса (Воскресенский бульвар). 😊😊
Ответить
И
Ильин Александр
20.09.2023, 23:41:37
Герман, ё-моё... я ж почему-то её (аллею) воспринял как идущую аж от самого вокзала( где Маркс был)! Попутал...😊
Ответить
Ш
Шудегов Олег
24.09.2023, 22:27:28
Герман, а вот автобусы стоят так, потому что улица для движения была одна, которая перед нами, мне так помнится.
Ответить
И
Иванович Александр
06.08.2023, 00:56:58
На нижней фотографии паровоз видно.Дымит - значит,что отправится в путь
Ответить
М
Марченко Герман
29.08.2023, 10:20:37
Проектируя ворота Великого Новгорода, Явейн впервые начинал с откровенной работы в историческом стиле. В его архиве осталось множество подготовительных «штудий» произведений древнерусского зодчества, зарисовок с натуры, калек с чертежей и обмеров фрагментов архитектурных мотивов, тем и деталей. Он буквально погрузился в пластический мир архитектуры Русского Севера. Проект, победивший на конкурсе в 1945 г., горячо поддержал А. В. Щусев, разрабатывающий в то время Генеральный план Новгорода. Однако Явейн, чувствуя некую неудовлетворенность, раз за разом кардинально перерабатывает проект, пока не приходит к ощущению внутреннего родства простых белых асимметричных композиций старого Пскова и Новгорода с их своеобразным и непредвзятым обращением с пространством и формой с архитектурой русского авангарда 1920-х г.г. Это чувство питалось не только образно-пластическими аналогиями и ассоциациями, оно коренилось в смутном ощущении глубинных корней русского авангарда в первозданной культуре Русского Севера с его сплавленным симбиозом языческого и христианского начал. Наконец, это же родство осознавал Явейн и со своим собственным творчеством, со своим тяготением к органической архитектуре, тесно связанной с конструктивно-строительной основой здания и непрерывной формой. Несмотря на победу в конкурсе и поддержку А. В. Щусева, проекту долго отказывали в согласовании. Московские архитектурные советы раз за разом возвращали проект с категорическими предписаниями сделать его архитектуру менее «архаической» и более «современной», что на языке тогдашних директив означало приблизить проект к стилю «сталинского ампира». «Древний Новгород на тысячу лет моложе античных ордеров и много их современнее», – говорил Явейн раз за разом переделывая проект по замечаниям, но при этом делая его всё более современным в своём понимании. В более узком кругу он добавлял, что в условиях послевоенной разрухи в тогдашнем Новгороде в распоряжении архитектора находились практически те же материалы, что и 600 лет назад, и почти тот же уровень строительной техники. Уже поэтому новгородские строительные приемы и образы органичны для решения современных задач. Специфика идеологической ситуации первых послевоенных лет была такова, что против замены классической стилистики на русскую прямо никто возражать не мог. В качестве архитектурного оформления применение «русских» тем и мотивов в те годы могло даже поощряться. Но общий дух «Стиля Великой Сталинской эпохи» при этом не должен был нарушаться. А тут получалось, как было сказано на одном из архитектурных советов, – «чёрт знает что!». Это «чёрт знает что» - сложное, непреднамеренно асимметричное построение – как целое, по существу, не имело исторических аналогов в том числе и новгородских. Зато оно естественно объяснялось системой функциональных различий и связей, и вполне могло бы служить прекрасным примером для конструктивистских тезисов об архитектуре как «разрешении функционально-пространственных задач» и о «форме как вечном искомом». Даже размеры и форма проёмов на фасадах были соотнесены с различиями в размерах и функциях помещений за ними. Утверждающие инстанции раз за разом «упорядочивали» фасады, а Явейн раз за разом возвращал их к живым связям с внутренней жизнью здания, мотивируя это особенностями архитектуры Древнего Новгорода. Думается, что какая-то внутренняя связь с той средневековой архитектурой у Явейна всё же была, как была она и у немецких «органических функционалистов», видевших один из источников своего творчества в «своём» средневековье. В конце концов ценою смягчения наиболее острых приёмов проект был согласован. В новгородском вокзале в целостном объеме гладких беленых стен заключено сложное асимметричное функционально-пространственное построение. Геометрия общего решения выражает сложную связанность внутренних пространств, каждое из которых получает свое решение, а все вместе выступают как единое пластическое целое. Детали, орнаменты, рельефы, вдохновленные новгородским зодчеством, возникают только там, где этого требует логика развертывания целого. Так, тему больших часов на башне или в арке Явейн всегда рассматривал как исторически сложившийся знак вокзала – символ точного времени. Форма входной арки с часами – современно асимметрична, функция ее сугубо вокзальна, но ее пластический и конструктивный первоисточник – звонницы древнего Новгорода. В дополнение к этому в стене вокзала у железнодорожных путей был установлен подлинный станционный колокол, которым отправляли поезда. Эта традиция уходила из жизни как раз тогда и Явейн в своём вокзале попытался её задержать. Первые годы колокол не был украшением, он работал. И тогда произошло то, что никто не ожидал, но о чём в городе вспоминали долго. После войны Новгород был почти полностью разрушен. К тому же в советские времена и с не разрушенных церквей повсеместно снимали кресты и колокола. Вокзал как древний белый храм стоял среди пустого, с остатками обгорелых строений, поля. А его станционный колокол – единственный действующий в городе – периодически звонил… В конце концов вокзал вошёл в жизнь Новгорода наряду с древними архитектурными памятниками. Об этом много говорили выступавшие на празднествах, организованных общественностью и администрацией города в связи «60-летием здания». В истории «неорусского стиля» немало примеров произведений архитекторов классицистической школы, эклектики, модерна. Новгородский вокзал – пожалуй, единственный пример симбиоза «неорусского стиля» и авангарда, выполненный мастером, прошедшим школу конструктивизма 1920-х гг. Так, в годы, когда ориентация на авангард была почти равнозначна политическому обвинению, Явейн как художник нашел возможность снять этот запрет. Некоторые осознавали это еще тогда. После того, как в 1953 году вокзал был введен в эксплуатацию, известные ленинградские архитекторы К. Д. Халтурин и М. Мейсель, друзья И. Явейна, называли его «конструктивистом, ушедшим в новгородское подполье», не в широком кругу, конечно...
Ответить
М
Максимов Александр
21.09.2023, 02:18:53
Герман, всё это здорово и правильно...но простой обывательский глаз видит в этом проекте и паровоз....такое бывает
Ответить
Ш
Шудегов Олег
30.09.2023, 02:44:39
Александр, глаз у тебя не простой и не обывательский. и про паровоз я не верю.
Ответить
М
Максимов Александр
30.09.2023, 06:00:18
Олег, а как с памятником 1000 -летия России ...представляет из себя колокол......а облечь всё в красивые слова и мысли....дело профессионалов
Ответить
К
Коршунов Владимир
31.08.2023, 06:07:22
Несколько лет к этому вокзалу привозил, а вечером от него же отвозил пассажиров. А вообще - это мой САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!!! И знали бы вы как я по НЕМУ СКУЧАЮ!!!!!!!!!!!
Ответить
П
Песков Антон
06.09.2023, 22:55:39
Недавно узнал, что форма здания ж/д вокзала задумана автором проекта, как воплощение образа паровоза, где башенка с часами есть кабина управления машиниста
Ответить
М
Марченко Герман
10.09.2023, 23:47:53
Антон, да ничего подобного! Доктор архитектуры Игорь Георгиевич Явейн запланировал КОМПЛЕКС зданий вокзала, как воплощение архитектурных форм и элементов НОВГОРОДСКИХ церквей и гражданских зданий! И не случайна ПОБЕЛКА здания вокзала, а не облицовка камнем или что-то в этом роде. Немного позже мы опубликуем все материалы из авторского проекта. И.Явейна, по эскизам и рисункам из которого всё станет ясно! 😊😊😊
Ответить
М
Митрофан Лавочник
20.09.2023, 14:42:08
Как это всё может быть не интересным?! Жадно интересно!
Ответить

Вокзал. Восточный фасад

Фотографии из комплекта документов авторского проекта И.Г. Явейна. https://igoryawein.ru/projects-list/vokzaly-i-zheleznodorozhnye-linii/vokzal-v-velikom-novgorode/

Источник:
https://vk.com/photo-12011186_457250654
Год:
1953 - 1955
Последнее изменение 01.07.2023, 12:32:47