В
Добавил Великий Новгород прошлое в фотографии June 28, 2023
Ближайшие изображения
Комментарии
В
Великий Новгород прошлое в фотографии
03.07.2023, 21:14:01
Комментарии к фото со стены группы https://vk.com/vnpfoto?w=wall-12011186_99510
Ответить
В
Великий Новгород прошлое в фотографии
21.08.2023, 06:22:59
От «Ушкуйника» до «Муси»
яхты на волхове
В середине 1890-х гг. в разделе местной хроники на страницах неофициальной части «Новгородских губернских ведомостей» можно было встретить следующее утверждение:
«Достаточно беглого взгляда на Волхов, чтобы убедиться в том, что новгородцы не принадлежат к особенным любителям парусного и гребного спорта. Челноки-
душегубцы и шитовки - убогое подобие яликов - вот все представители названного спорта...» Но уже тогда в губернском центре появились энергичные и увлечённые энтузиасты, заражённые идеей создания в городе
общества любителей парусного и гребного спорта
Датой основания Новгородского яхт-клуба, согласно данным из «Памятных книжек по Новгородской губернии», следует считать 1898 г. Между тем, ещё двумя годами ранее в городе заговорили о возникновении небольшого кружка любителей гребного и парусного спорта.
Главными инициаторами такого объединения были В. З. Гречановский и А. С. Семёнов. Первый на свои средства соорудил на Волхове плавучую пристань с дощатым
помещением, практически сараем,для хранения плавательных принадлежностей, вокруг которой стали
группироваться первые новгородские яхтсмены. Состоявший в дворянском сословии, Василий Захарович Гречановский занимал должность начальника новгородской железнодорожной станции. Его отец, отставной полковник Захар Семёнович Гречановский, в 1860-1870-е
гг. служил в Новгороде губернским инженером.
В скором времени вокруг пристани горожане уже могли наблюдать появление нескольких парусных и гребных судов. Среди трёх небольших полугичек и двух шлюпок особенно выделялась своими размерами двухмачтовая яхта «Ушкуйник», построенная А. С. Семеновым и при- надлежавшая господам офицерам. Яхта, сооружённая по всем правилам корабельного искусства, с хорошо обученной командой из офицеров под непосредственным руковод- ством самого Семёнова, несомненно представляла прекрасный образец для подражания всем новгородцам, решившим заняться парусным спортом. На борту «Ушкуйника» имелась превосходно оборудованная тёплая каюта и даже кухня. Желающие новгородцы и гости города могли совершить на ней плавание по Волхову и Ильменю.
Любопытно, что А. С. Семёнов одну из построенных им ранее яхт «с целью развития спорта» подарил одному из своих единомышленников, а в 1896 г. он занимался пост-
ройкой уже третьего судна. Тогда же, по сообщению «Новгородских губернских ведомостей», группа любителей под началом Гречановского и Семёнова приступила к вы-
работке проекта устава для организации общества, которое бы объединило всех любителей речного спорта в Новгороде.
В местных изданиях того времени можно было встретить объявления о продаже шлюпок и лодок-катеров. Подчас в качестве продавца выступали местные военные части.
Нередко в таких объявлениях подчёркивалось, что предлагаемые плавательные средства «петербургской работы». Видимо, суда столичных мастеров ценились особенно высоко. Некоторые любители пользовались возможностью обзавестись собственным судном.
В первые 15 лет XX в. новгородский яхт-клуб в ранге командора возглавляли несколько человек: П. Л. Адамович (1901), А. В. Евдокимов (1903-1908), П. В. Садовников
(1909-1914) и М. И. Бархаткин [Бархоткин] (1914-1915).
Алексей Васильевич Евдокимов являлся купеческим старостой при городской управе. Кроме того, он
избирался в число гласных городской думы и состоял членом попечительств разных обществ и учрежде-
ний. Сменивший его на посту командора Павел Иванович Садовников был крупным купцом, одновременно исполняя обязанности товарища директора городского обще-
ственного банка и гласного уездного земского собрания.
Последним в списке командоров у руля яхт-клуба стоял отставной генерал-майор М. И. Бархаткин, известный в городе благотворитель. Так, в 1903 г., ещё будучи
полковником и являясь почётным членом Новгородского отделения Императорского российского общества рыболовства и рыбоводства, Бархаткин собирался на свои средства построить пристань для рыбаков на Софийской стороне (подобная пристань на Торговой стороне была сооружена чуть ранее) недалеко от яхт-клуба, напротив горки с павильоном для Екатерининской яхты. Тогда же в его планы входило учреждение на берегах Ильменя ры-
боловной школы. Некоторое время он являлся председателем местного отделения Императорского об-
щества судоходства. В прошлом офицер морской артиллерии, много походивший на кораблях, Бархат-
кин хорошо разбирался в предмете, но энергично и масштабно взяться за дело ему помешала наступив-
шая война.
В структуре руководства клуба также были предусмотрены должности вице-командора, начальника гавани, казначея, секретаря и члена комитета. Первым начальником гавани стал в 1903 г. (не исключено, что это произошло в течение
1902 г.) В. З. Гречановский. По-видимому, именно с этим периодом времени связано создание основных сооружений яхт-клуба с плавучей пристанью, вынесенной в акваторию Волхова, и формированием рейда для судов.
Яхт-клуб находился на левом берегу Волхова около стен кремля, чуть выше по течению от городского моста (в северной части современного городского пляжа). На бе-
регу соорудили помещение для клуба и вспомогательные постройки для хранения парусов, весел и прочей оснастки. Яхты и шлюпки пришвартовывались по обеим сторо-
нам плавучих мостков, тянувшихся от берега к пристани. На рейде яхт- клуба к середине 1900-х гг. насчитывалось более тридцати различных речных судов. Стояли они, мож-
но сказать, «по ранжиру». Наиболее крупные из них, как правило, яхты, располагались ближе к пристани, на
большей глубине.
Участок берега южнее яхт-клуба (часть современногопляжа) арендовал купец А. Т. Шитов, владелец Знаменской пис-
чебумажной фабрики. Сюда по реке и озеру на баржах и сплавом доставлялся лесной материал, служивший сырьём
для фабрики. Обычно прибрежная полоса была завалена штабелями брёвен, а сплавные плоты нередко препятствовали свободному выходу судов с рейда яхт-клуба.
Для некоторого знакомства с деятельностью яхт-клуба хотелось бы коротко остановиться на эпизодах его работы в 1911 г. В том году торжественное открытие начала сезо-
на с поднятием флага над пристанью состоялось 2 мая. В середине июля 1911 г. яхт-клубом на Волхове были устроены гонки парусных, моторных и гребных судов. Для первых двух групп судов наметили дистанцию,пролегающую от пристани яхт-клуба до реки Малый Волховец и обратно, общей длиной 3 версты 480 саженей. В гонках принимали участие три яхты, все -
с женскими именами («Фрина», «Лёля» и «Муся»). Для
судов давался раздельный старт. Победу одержала яхта
«Фрина» владельца и одновременно рулевого В. К. Кол-
пакова с результатом 26 мин. 03 сек. Соревнования парус-
ников было омрачено досадным происшествием. К рулю
яхты «Лёля» А. М. Гречановского, проигравшей чуть ме-
нее двух минут победителю,неизвестным был подвешен
на веревке кирпич, который препятствовал как ходу яхты,
так и управлению ею. Кирпич обнаружили случайно только
на следующий день после гонки.
В гонках моторных судов старт приняли четыре лодки. Среди участников стоит, пожалуй, отметить
двух известных в городе людей.
Мотоботом «Грех» управлял земский деятель, художник, окончивший Петербургскую Академию художеств, один из учредителей Новгородского общества любителей
древности С. К. Матвеевский. Командор яхт-клуба П. И. Садовников принял старт на своей моторной лодке «Паля».
Для гребных судов установили дистанцию в 2 версты — от яхт-клуба до Ильинского перевоза, который находился недалеко от истока Тарасовца, и обратно. Среди них
проводились две гонки: для четырёхвесельных лодок и челнов в три весла. Самый быстрый из челнов опередил победителей среди лодок более, чем на 5 мин.
В конце июля того же года гонки парусных и гребных судов на Волхове проводились уже Новгородским спортивным кружком, который в последние годы стал составлять определённую конкуренцию яхт-клубу на воде. Для стоянки
судов членов спортивного кружка по их просьбе городскими властями был выделен участок волховского берега на южной окраине Торговой стороны (где-то в районе современной гребной базы или лодочной станции). Для участия в гонках были также приглашены представители
яхт-клуба, которые выставили две яхты. Всего в гонках приняли участие 8 парусных судов, разбитых на два класса. Длина дистанции составляла полторы морских мили.
Интересно обратить внимание на различие в единицах измерения расстояния на двух проведенных гонках. Если организаторы соревнований от яхт-клуба применяли оте-
чественные показатели меры длины, то устроители от спортивного кружка - очевидно, как более професси ональные и «продвинутые» представители спортивного движения, пользовались общепринятыми в мировом парусном спорте единицами измерения.
В I классе яхт парусники спортивного кружка обогнали своих конкурентов из яхт-клуба. Но представитель последнего, участвовавший в гонке уже знакомый нам А. М. Гречановский, заявил организаторам протест на результаты соревнований из-за неправомерных действий одного из яхтсменов спортивного кружка при прохождении поворотного знака. Призы не присуждались до проведения специального расследования инциндента.
Члены яхт-клуба, кроме соревнований, устраивали нередко и культурно-развлекательные мероприятия, приглашая поучаствовать в них новгородцев. Например, они со-вершали поездки на арендованных пассажирских пароходах Забелина в Старую Руссу, Грузино, Собачьи
Горбы, на Ильмень.
Любопытно, что обмеление озера и в те годы нередко вносило коррективы в планы организаторов подобных прогулок. В течение лета руководством клуба на вновь от-
строенной веранде предполагалось проводить музыкальные (по понедельникам) и танцевальные (по чет-
вергам) вечера. Причём на первые вход был свободный, а на танцы билеты стоили не дороже 25 коп. Во время всех мероприятий, проводимых яхт-клубом, к услугам публики
был местный оркестр любителей. Правда, зачастую музыкантам приходилось бороться с грохотом брёвен и громкой руганью извозчиков с соседнего шитовского участка берега..
Со временем яхт-клуб стал одной из достопримечательностей дореволюционного Новгорода, а его основание и деятельность, несомненно, останутся на страницах истории города, пусть и в качестве не-значительного эпизода.
Александр КИРИЛЛОВ
Источник:http://www.nnng.ru/numbers/99rage37777/nng48.pdf
Ответить
M
Montagne Наташа
07.09.2023, 23:35:51
Новгородский яхт-клуб официально образован в 1898 году и находился на Екатерининской набережной (около Кремля, в районе современного пешеходного моста). Приказом по Морскому ведомству от 2 января 1899 года утвержден кормовой флаг и вымпелы для судов Новгородского яхт-клуба. Это были белые флаги с прямым синим крестом и гербом Новгородской губернии в крыже.
Членство в яхт-клубе было платным. Каждый его член должен был иметь свое судно. Соревнования в начальный период деятельности клуба проводились нерегулярно и носили скорее всего развлекательный характер.
В 1921 году яхт-клуб принял участие в Губернской Олимпиаде, и с этого года гонки стали проводиться регулярно. Учитывая тяжелое положение с продовольствием, на заседании комитета яхт-клуба было принято решение учредить призы в виде фунта масла, сахара, конфет, а для женщин - флакона духов. В послевоенное время активизировалась спортивная жизнь в Новгороде. В апреле 1962 г. состоялось официальное открытие яхт- клуба на территории Юрьева, который и cохранился по сей день. Его основателем был Станислав Мотковский. С 1968 года в Новгороде традиционно проводится Ильменская парусная регата в конце июня-начале июля.
Ответить