В
Добавил Великий Новгород прошлое в фотографии June 28, 2023
Ближайшие изображения
Комментарии
В
Великий Новгород прошлое в фотографии
01.08.2023, 04:18:16
Есть в центре Новгорода здание с уникальной судьбой. Каждый раз, проходя мимо, невольно остановишься и залюбуешься его величественным фасадом, портиком с колоннами, между которыми хорошо назначать свидание. Но здание, где когда-то устраивались пышные приемы самых именитых гостей города, как будто дремлет, вспоминая свою историю. Вы догадались, о каком здании идет речь? Именно – о доме Дворянского собрания.
Его история неразрывно связана с историей города.
Государственный заказ
Намерение построить в Новгороде здание Дворянского собрания первым высказал губернатор Суковкин, поручивший разработку проекта знаменитому петербургскому архитектору Константину Тону. В 1837 году Тон представил на утверждение детальные чертежи, согласно которым это здание планировалось построить на Софийской площади, слева от въезда в кремль. Проект Суковкину понравился и был утвержден. Но, увы, пролежал в канцелярии вплоть до 1841 года. Новгородский губернатор Зуров решил вернуться к строительству «дворянского дома» и предложил доработать проект Тона художнику Александру Макушеву. Правда, место расположения здания изменилось, и теперь его планировалось строить с южной стороны кремля.
Но и здесь зданию Дворянского собрания не суждено было стоять – выбранный участок размывали грунтовые воды. Новое место для дома было выбрано с учетом пожеланий тогдашнего губернского предводителя дворянства князя Александра Васильчикова. Здание должно было разделить Софийскую площадь как бы на две части – та, которая осталась позади дома, стала называться Сенной площадью.
Да и от первоначального проекта Тона с дополнениями Макушева мало что осталось, последний проект дома, по которому и велось строительство, был разработан петербургским архитектором Андреем Штакеншнейдером.
Здание, построенное тогда, значительно отличалось от существующего сегодня. Во-первых, оно было двухэтажное, выстроенное с использованием элементов классицизма и петровского барокко. Главный фасад украшали пять фронтонов, в которых располагались гербы Великого Новгорода, а также городов Новгородской губернии.
В книге Людмилы Секретарь «Дома, события, люди» дается подробное описание событий, проходивших в этом дворянском особняке в прошлом и нынешнем веках. Парадные залы были предназначены для дворянских депутатских собраний, а часть помещений приспособили для квартир губернского и уездного дворянства. Статья председателя губернской земской управы Фирсова в «Историческом вестнике» за 1910 год дает такое описание интерьера парадного зала: «Очередное собрание дворян заседало в красивом белом с золотом зале, украшенном большим, во весь рост, портретом царя-освободителя, в том зале, по которому его Величество шел в полонезе под руку с грациозной княгиней Мышецкой, а ея супруг, губернский предводитель дворянства, в лейб-гусарском мундире, имел счастье вести государыню Марию Александровну. Ея приветливая улыбка и ласковое обращение живо были памятны всем, кто находился в Новгороде во время этих празднеств» (имеются в виду торжества 1862 года, когда Российское государство праздновало свое тысячелетие). Великолепие здания, по мнению того же Фирсова, «для обедневшего Великого Новгорода даже роскошно».
Помимо дворянских собраний, в доме устраивались заседания общественного клуба Новгородского благородного собрания и Общества любителей древности, проходили спектакли, музыкальные вечера и концерты. Самым ярким событием был ежегодный бал, куда съезжалась вся губерния. Отчеты с балов давались в газете «Новгородские губернские ведомости», и любопытные могли прочесть не только имена присутствующих на балах господ, но и описание бальных нарядов дам.
Летом 1911 года в доме Дворянского собрания проходил ХV Всероссийский археологический съезд, в котором приняли участие почти все тогдашние светила российской истории и археологии: академики Лаппо-Данилевский, Соболевский, профессора Покровский, Шляпкин, Майков, Спицын и другие.
После Октябрьской революции здание ненадолго заняла губернская земская управа, но в декабре 1917 года председатель исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов Валентинов-Абрамсон явился сюда с солдатами и арестовал почти всех представителей земства.
До войны в здании располагались различные советские учреждения и конторы. В Великую Отечественную войну Дворянское собрание хоть и пострадало, все же это одно из немногих сохранившихся строений в Новгороде. В 1950-е годы оно было реконструировано архитектором Ефановой. Уничтожены фасадные «кокошники», надстроен третий этаж, пристроен колонный портал, и здание приобрело нынешний вид . Долгое время это здание служило новгородцам домом политпросвещения, здесь также располагался техникум электронной промышленности. Конечно, эти учреждения были в свое время важными и нужными, но все-таки столь парадное здание должно использоваться по-другому.
Несколько лет назад у дома Дворянского собрания началась новая жизнь. После реставрации здесь открыт Музей изобразительных искусств с превосходной коллекцией картин, в числе которых работы Брюллова и Айвазовского, Репина и Рериха, Коровина и Бенуа.
Кстати, в 2014 году Музей изобразительных искусств будет закрыт на реконструкцию. Ее проект уже одобрен Министерством культуры, а деньги выделяет Всемирный банк реконструкции и развития. Реконструкция завершится в 2016 году.
До этого времени все коллекции музея переедут в хранилища. Но до 2014 года у новгородцев и гостей пока есть возможность полюбоваться живописью в залах музея.
Александровская семинария
Дворянское собрание, XIX в. Иллюстрация предоставлена Александром ОРЛОВЫМНаряду с открытием начальных школ губернская земская управа в августе 1869 г. по инициативе её председателя Н.А.Качалова открыла в Колмове на территории психиатрической лечебницы, также переданной в ведение земства, мужскую учительскую школу (по статусу это была семинария – среднее учебное заведение) – одну из первых в России. В других губерниях и в столичных городах, Москве и Петербурге, семинарии появились позднее.
Новгородское земство с трудом отстояло своё право руководить школой и не передало её Министерству народного просвещения. Предназначалась она для подготовки учителей начальных школ в сельской местности. Школу назвали в честь её покровителя наследника цесаревича Его Императорского Высочества – будущего императора Александра III – Александровской. Для неё в один летний сезон 1869 г. построили двухэтажный деревянный дом по проекту известного петербургского архитектора академика Ф. Харламова. Фасады были обильно украшены пропильной резьбой в «русском» стиле. Это модное в то время направление в архитектуре отличалось подражанием народному искусству.
В первый год приняли 20, в следующий – 40, в 1871 – ещё 40 воспитанников. Рядом с учебным корпусом построили деревянный двухэтажный дом для начальной школы, где проходили практику будущие учителя. Семинарию возглавил барон М.О. Косинский. В неё первоначально принимались преимущественно крестьянские дети. Для них обучение и содержание было бесплатным. Учащиеся из других сословий платили в год 75 рублей. Многие получали от губернской или уездных земских управ стипендии, в том числе именные: князя А.И.Васильчикова, Н.А.Качалова и другие. По уставу срок обучения устанавливался в три года.
Кроме изучения общеобразовательных предметов будущие учителя получали навыки столярного ремесла и огородничества. В 1872 г. ввели уроки игры на скрипке. Опыт обучения токарному ремеслу в 1870г. оказался неудачным. Стипендиаты были обязаны после окончания учебного заведения прослужить в школах Новгородской губернии 3 года или выплатить половину истраченной на их обучение суммы. Школа по первому уставу 1866 г. являлась закрытым заведением. Учащиеся жили при школе под постоянным надзором воспитателей.
Сразу же обнаружились сложности: недостаточный срок обучения, разная степень подготовленности принятых в семинарию учеников, удалённость её от города. В семинарию поступали после окончания разных учебных заведений: гимназий, городских, реальных и начальных училищ с разным уровнем подготовки. Встал вопрос о необходимости подготовительного класса, который и был открыт в 1871 г. Обучение одного ученика земству обходилось в 2000 рублей.
На торжественном вечере, посвященном первому выпуску учителей в 1873 г., председатель губернской земской управы Н.Н.Фирсов сказал, обращаясь к выпускникам: «Вы должны оправдать ожидания школы, ожидания земства, создавшего школу. Вы первые народные учителя, выпущенные из земской учительской школы, – это, можно сказать, первый выпуск народных учителей в России». Фирсов пообещал, что и в будущем земство не оставит выпускников и будет приглашать их в школу и делиться опытом.
В 1873 г. земство утвердило новый проект, который предусматривал превращение школы в открытое учебное заведение с размещением учеников по частным квартирам и переводом его в город. По новому уставу 1875 г. вводились вступительные экзамены и расширялась учебная программа. Доступ в школу открыли для всех сословий. Если в 1869 г. приняли только 21 ученика из крестьянского сословия, то в 1879 г. из 294 учащихся 199 происходили из крестьян, 41– из духовного звания, 24 – из мещан и купцов, 11 – из военных, 18 – из чиновников и 1 дворянин.
Школу перевели в здание Дворянского собрания на Софийской площади. Для практических занятий городская дума на средства города устроила на Софийской стороне городское приходское училище, которое размещалось в двухэтажном каменном доме напротив рыночной площади за Дворянским собранием.
За первые 12 лет работы школа выпустила 172-х учителей. Из них 128 трудились в начальных школах Новгородской губернии. Несколько выпускников окончили Санкт-Петербургский университет и работали в городских училищах. В школе регулярно устраивались курсы для учителей сельских школ.
25 июля 1882 г. в здании Дворянского собрания при активном участии директора и преподавателей школы состоялся съезд сельских учителей. На его открытии директор школы В.В.Руднев заметил: «Каждый сельский учитель мне представляется путником, одиноко бредущим по глухой непроторённой дороге. Легко представить ту радость, с какой встречает он на пути такого же горемыку, с которым можно отвести душу».
Сельские учителя находились в трудном материальном положении: они получали маленькую зарплату, не обеспечивались пенсиями и пособиями в случае болезни. Это был поистине подвижнический труд. И только благодаря этим учителям в конце XIX в. земству удалось поставить вопрос о введении в России всеобщего начального образования. На съезде присутствовало 68 учителей, в том числе и бывшие ученики Александровской школы. В 1883 г. прошёл 2-й съезд сельских учителей.
По данным 1884-1885 гг. 39% всего учительского состава Новгородской губернии составляли выпускники Александровской учительской школы. Она просуществовала до 30 мая 1890г, выпустив за 21 год работы 272 учителя начальных школ.
Людмила СЕКРЕТАРЬ
Источник: https://gazetanovgorod.ru/arkhiv/nasledie/8885-zdanie-s-kharakterom.html https://gazetanovgorod.ru/arkhiv/nasledie/8885-zdanie-s-kharakterom.html
Ответить