В
Добавил Великий Новгород прошлое в фотографии June 28, 2023
Ближайшие изображения
Комментарии
И
Иванович Александр
28.07.2023, 22:33:40
Правила парковки
Постановлением городской Думы еще от 1870 г. на Софийской площади запрещалась остановка возов и продажа с них. Городовые строго следили за порядком на главной городской площади и наказывали не только за остановку возов, но и пустых повозок и экипажей. Зато на соседней Сенной площади в базарные дни наблюдалось столпотворение возов, иногда их число достигало полутысячи. Сюда из окрестных деревень стекались крестьяне — продавцы сена. Огромные очереди конских подвод скапливались перед зданием важни, где проходило взвешивание сена прямо на повозках.
Любопытно, что большое количество возов с сеном наблюдалось и в неурожайные сезоны, когда цена на него резко поднималась. Вероятно, тогда крестьяне, чтобы хоть как-то подзаработать, продавали сено даже в ущерб собственному скоту. Например, после засушливого лета 1910 г. цены на сено по зиме 1911 г. достигали «небывалых» величин: пуд мелкого лугового сена стоил 40-48 коп., осоки, которая «в иные годы употреблялась для подстилки или упаковки товара», - 29
коп. Пуд же сухого клевера продавался по 60 коп. При этом Сенная площадь напоминала «целое море
сена».
В базарные дни на Сенной площади среди подростков существовал и не совсем безобидный «промысел». Группы подростков, до десятка человек и более, прячась около заборов или шныряя между возов, незаметно воровали с последних пучки сена. Другие проделывали это открыто, нападая на воз неожиданно сразу с нескольких сторон и выхватывая клоки сухой травы, пока бедный хозяин, растерявшись от наглости и стремительности малолеток, не знал кого ловить.Воришки сносили украденные пучки к местам складирования добычи, где к концу дня набиралось от полупуда до пуда сена.
Подчас дело доходило до курьёзов. Так, в иную пору территория перед присутственными местами
настолько зарастала травой, что проезжавшие через кремль крестьяне, не могли удержаться от искушения, чтобы не остановиться и не подкосить своей лошаденке свежей травы. Редакция «Новгородской
жизни» с издевкой рекомендовала губернскому правлению продавать траву на кремлевской площади.
«Автосалоны»
Для купли-продажи лошадей существовала площадка, располагавшаяся в южной части Сенной
площади за водонапорной башней,среди горожан получившая название Конного рынка. Продавцы ло-
шадей также широко пользовались практикой подачи объявлений в местные газеты. Разведением лоша-
дей в Новгороде занимались на конном заводе Шитова при писчебумажной фабрике, которая находилась на левом берегу Веряжи около деревни Новая Мельница. Недалеко от последней в усадьбе Лешино располагался конный завод, принадлежавший В. И. Ковалевскому.Разводили лошадей и при конюшнях 22-ой артиллерийской бригады.Для поддержания и увеличенияьпоголовья лошадей и улучшения их породы в те годы существовала любопытная практика распределенияьпо населенным пунктам губернии казенных жеребцов для случки. В Новгородскую губернию жеребцов поставляли с Тверской Государственной заводской конюшни, как правило, в конце февраля. К их появлению Новгородское земство подготавливало помещение и фураж для прибывающих коней. «Производственный» период продолжался с 1 марта по 15 июня. На каждого жеребца должно было поступить не менее 30 заявок на случку. Например, в 1896 г. в Новгород при-
везли четырёх жеребцов. Стоимость за случку составляла от 1 до 2 руб., в зависимости от достоинств и возраста жеребца. Кроме того,оплачивался пятикопеечный государственный сбор.
Рассказывая о лошадях, трудно обойти вниманием представителей самой кочевой нации. Периодичес-
ки в Новгород забредали цыганские таборы, которые обычно становились лагерем в ближайших окрест-
ностях города. К примеру, летом1911 г. один из таких таборов расположился у дороги, ведущей из города в Григорово. Характерной особенностью именно этого табора являлось присутствие в нем около двух десятков обезьян, привязанных на цепях к «арбам». Хозяевам лошадей во время таких шумных и красочных визитов приходилось быть крайне бдительными. Особенно страдали крестьяне подгородних деревень, из которых цыгане уводили сразу по нескольку животных.
Гоночные модели
У верховых лошадей была своя судьба и история. В 1904 г. было создано Новгородское общество
поощрения рысистого коннозаводства (далее НОПРК), которому городские власти отдали в аренду уча-
сток земли под ипподром за Псковской слободой (примерно там, где сейчас расположен гидромелиора-
тивный, а ныне - агротехнический техникум). Впоследствии ипподром стал местом пребывания общества.
На нём преимущественно в летний сезон проводились конные соревнования, в которых принимали учас-
тие представители расквартированных в Новгороде и его окрестностях воинских частей. Для публики из
центра города до ипподрома обычно пускали линейки.
На арендованном под ипподром участке соорудили беговую дорожку, построили трибуну для зрителей
вместе с небольшим помещением для участников и организаторов.Вся территория ипподрома была
окружена невысокой оградой, что позволяло «даровой» толпе зрителей, которая всегда была многочис-
ленней платной, почти беспрепятственно следить за соревнованиями. Бесцеремонное поведение та-
кой публики, окончательно разрушившей имевшиеся ограждения,побудило членов НОПРК к строительству вокруг арены высокого забора. Беговая дорожка после дождей превращалась практически в болото.
В программу конных соревнований, как правило, входили: бега для
рысаков младшего (трёхлетки) и старшего возраста на дистанции в одну и полторы версты, соответственно; скачки верховых на 15 верст; полевые состязания с 8 повышенными (для офицеров и джентльменов) и 8 пониженными (для нижних чинов) препятствиями. При скачках вне ипподрома «даровые» зрители вели себя особенно «дерзко и непозволительно», пугая лошадей громкими криками и даже спуская на них собак. Но иногда наездники встречали на своем пути ещё более непредсказуемые препятствия. Так,
во время скачек в середине августа 1910 г. в одной из деревень, через которую проходил маршрут, справ-
ляли начало «трёхдневного деревенского праздника». Уцепившиеся в стремена пьяные парни насильно за-
держивали всадников.Среди лошадей и наездников были фавориты. Великолепным ездоком зарекомендовал себя корнет Гвардейского кавалерийского запасного полка С. А. Загорский, неоднократно побеждавший как в бегах, так и в скачках, причем, иногда выигрывая на одной дистанции сразу по два приза на разных лошадях. Отличными наездниками себя показали офицеры П. В. фон Глазенап и В. А. Губин. По традиции победители награждались серебряными вещами:портсигарами, письменными приборами, вазами и другими. В 1910 г.
на подобных состязаниях за первые места стоимость призов достигала 75 руб., за вторые - не превышала
35 руб. Среди владельцев и заводчиков лучших беговых и скаковых лошадей нередко встречалось имя
статского советника В. И. Ковалевского, который являлся почти бессменным вице-президентом НОПРК
и, кроме того, возглавлял Новгородское общество охоты. Любопытно,что рысакам из своей конюшни он
часто давал патриотично-новгородские клички - например, Ушкуйник или Новгородская Вольница.
НОПРК и Военно-спортивное общество Гвардейского запасного кавалерийского полка преимущественно в зимний сезон также проводили конные состязания в новгородском и кречевицком манежах.
Начинались соревнования с выводки лошадей или красочным «каруселем», с выездом сразу несколь-
ких офицеров, показывающих на грациозных лошадях стройную езду с массой фигур и взятием в конце
препятствий. Среди постоянных номеров в манеже можно отметить состязания в конкуре (преодоление
препятствий) и «Джимкхану» (различные упражнения для нижних чинов). В последнем виде наиболее зрелищным для публики было преодоление бумажного щита, проехать через который удавалось не каждому. Вместо «Джимкханы» для нижних чинов иногда проводили вольтижировку. Нередко устраива-
лись пробеги на различные дистанции на воздухе, закачивавшиеся в манеже преодолением препятствий
на галопе. По окончании сезона Военно-спортивного общества конные соревнования в кречевицком
манеже завершались танцами.
Мечтали предки об
импортозамещении...
Для комплектования «ремонтных» (предназначенных для пополнения убыли в войсках) лошадей в
кавалерийских и артиллерийских частях животных в возрасте 3-4 лет,как правило, закупали на юге Рос-
сии по цене от 350 до 500 руб. за голову. С учётом их транспортировки на приобретение лошадей тра-
тились огромные средства.Новгородское земство поднимало вопрос о более широком развитии коннезаводства на территории губернии, где «необъятные луга дают массу корма», а сравнительно короткий срок пастбищного кормления искупается дешевизной сена. В рассуждениях земских деятелей подчеркивалось, что «лошади, выращенные в довольно суровом новгородском климате, дали бы несравненно более выносливый материал для службы где угодно».
Начавшаяся Первая мировая война в существенной степени отразилась на судьбах лошадей и их владельцев. Военные из квартировавших в городе частей, а в их числе лучшие наездники и ценители
лошадей, отправились на фронт. Мобилизованными оказались не только многие из горожан, но и тысячи лошадей. Война превращала в пушечное мясо всех. В «лошадиной» истории Новгорода, как и в целом
в истории города и страны, наступила очередная трагическая страница.
Александр КИРИЛЛОВ
Источник:http://www.nnng.ru/numbers/99rage38887/nng51.pdf
Ответить
Г
Григорьева Ирина
12.08.2023, 11:02:44
это "5 углов" ? слева такси паркуется...
Ответить
В
Волхонский Вячеслав
27.08.2023, 15:50:08
"Пять углов" на квартал выше по улице. Сейчас это самое начало Санкт-Петербургской. На месте домов в правой части снимка областное УВД (дом №2). На месте дома видимого справа - дом №1/7.
Ответить
И
Иванович Александр
27.08.2023, 23:01:13
Угоны и побеги
Нередко в описываемое время случались как кражи конской упряжи и резиновых шин с колес телег и
экипажей, так и «угоны» конного транспорта. К примеру, в сентябре 1911 г. у крестьянина Христиана
Фёдорова из Новониколаевской колонии от магазина П. П. Орлова,что в Никольской слободе, увели с
привязи лошадь, впряжённую в телегу с товаром, пока её хозяин посещал пивную Веры Борисовой.
Надо отдать должное полиции,вскоре агентом сыскного отделения Я. В.Васильевым лошадь и телега,
причем, в разных местах, были обнаружены.
В первом отделе официальной части «Новгородских губернских ведомостей» среди распоряжений
губернского начальства даже был раздел «О розыскании лошадей».
Подчас описание примет разыскиваемых животных заставляют поразиться их необычной детальности и
улыбнуться. Ниже приведено одно из подобных сообщений: «Пристав 3-го стана Новгородского уезда
объявляет, что вечером 10 Декабря 1895 г., в г. Новгороде, со двора трактира Мартьянова сбежала в уп-
ряжи лошадь крестьянина Ново-Николаевской колонии Петра Богданова Мус. Лошадь — жеребец, рыжей
масти, 6-ти лет, на лбу белая лысина вдоль головы, на левой передней ноге в копыте старая засечка, на
левую переднюю ногу прихрамывает, роста среднего, сытая, при слове: «пешка, дай ногу» подает одну
из передних ног, стоит 100 руб.Сани — возок, обшитый клеенкой коричневого цвета, сиденье мягкое,
на железных подрезах с железными подвязниками, зад окрашен в коричневую краску. Должностные
лица, в ведомстве коих окажется означенная лошадь и сани, благоволят известить Пристава 3-го ста-
на Новгородского уезда». Позднее по непонятной причине указанный подраздел о розыске лошадей в
«Ведомостях» исчезает, а появляется другой, схожий по звучанию, ноизменивший его смысл, - «О розыскании хозяев к лошадям».
Иногда представителям закона приходилось наказывать извозчи-
ков за то, что они доверяли свой конный транспорт подросткам. Например, по распоряжению полиц-
мейстера на 3 руб. был оштрафован извозчик Е. В. Курочкин, дозво-
ливший своему тринадцатилетнему сыну заниматься извозом.
Известен более трагичный случай, когда подросток из Псковской
слободы, являвшийся зарегистрированным извозчиком (№ 92), вёз
офицера с железнодорожного вокзала и, стремясь «уважить барина»,загнал бедную лошадёнку до смерти. А после долго и безутешно на углу Фроловской улицы «рыдал белугой» над павшей кормилицей. В целях проявления гуманного отношения к животным неравнодушными горожанами предлагалось местным властям включить в правила о производстве извозного промысла,«по примеру Москвы, Ревеля и др.»,запрещения иметь кнут, заменив его наконечником на возжах.
Бедным лошадям доставались не только побои, подстерегали их и другие невзгоды. Бедой для чет-
вероногих трудяг и их хозяев оборачивались возникавшие время от времени в губернии и городе эпи-
демии домашнего скота. В 1911 г.в Новгороде и Новгородском уезде наблюдались многочисленные слу-
чаи заболевания лошадей мытом и фарингитом. В том же году умер от сапа ветеринарный врач А. Л. Вел-
лер, заразившийся при бактериальном исследовании гнойных выделений заболевших лошадей в имении
Выбити князя Б. А. Васильчикова.Болезнь завезли с тремя лошадьми,выписанными князем из Воронежс-
кой губернии. Тогда от сапа пало несколько превосходных коней. Нередко даже на центральных улицах
города можно было увидеть длительное время не убранные трупы павших лошадей. Вызывает удивле-
ние, что при таких ситуациях обыватели города в несвоевременном принятии мер винили членов Обще-
ства покровительства животных,ссылаясь на устав общества. В «Вестнике Новгородского земства» ча-
сто печатались материалы, информирующие население губернии о мерах профилактики и способах
борьбы с конскими болезнями.
Ответить
И
Иванович Александр
30.08.2023, 21:25:37
«Прокатили» губернатора
Для налогообложения местными властями экипажи с лошадьми
были разбиты на три разряда. В 1911 г. городская Дума освободила
от налога простые одноконные повозки (телеги, дровни и прочие),
относившиеся к 3-му разряду, одновременно увеличив налог с 1 руб.
до 2 руб. на экипажи 2-го разряда (шарабаны, дрожки и другие). Лю-
бопытно, что по утверждённому думой порядку были освобождены от
налога экипажи архиерея и губернатора, ставился аналогичный воп-
рос и в отношении экипажей городского головы.
К началу XX в. на содержании новгородской почтовой станции со-
стояло 14 лошадей. В 1905 г. предполагалось закрытие некоторых по-
чтовых трактов и станций в губернии, а на оставшихся предусматри-
валось сокращение конного транспорта. В результате поголовье нов-
городской станционной конюшни убавилось на 3 лошади.
Но и клиентам почтовых экипажей никто не гарантировал качество
услуг. Так, летом 1911 г. неприятный случай произошёл с губернато-
ром, который, спеша к прилёту аэропланов на старт новгородско-
го этапа авиаперелета Петербург —Москва, вынужден был воспользо-
ваться парой «лихачей», предоставленных начальником земской почты Н. И. Минкиным. Не успел экипаж отъехать, как с колёс слетели шины.Губернатору пришлось пересесть на извозчика. «Новгородская
жизнь» отреагировала на событие риторическим вопросом: «Если та-
ковые экипажи для начальника губернии, то какие же экипажи пода-
ются для прочих обывателей».
Кареты, шарабаны, линейки,тарантасы, полуколяски, дроги,
сани городские и проездные — все эти и другие виды повозок можно
было встретить на улицах губернского города. Некоторые горожане
имели по нескольку видов экипажей. Например, член Новгородско-
го окружного суда статский советник М. Д. Кольцов, долгое время
возглавлявший городскую дружину вольного пожарного общества, специально для выездов в погожие летние дни содержал ландо. Среди
любителей быстрой езды зимой особенно ценились сани «с медве-
жьей полостью».
На дорогах -без перемен
Работу извозчиков сильно осложняли плохие дороги на улицах
Новгорода. Самой плохой славой в отношении состояния дорог пользо-
вались как раз улицы с «лошадиными» названиями: Большая, Средняя и Малая Конюшенная. «Легковые» извозчики туда отказывались ехать.
Мостовые этих улиц были до того разбиты, что ни водовоз, ни возы с
сеном или дровами попасть туда просто не могли. Не видевшие бо-
лее 40 лет ремонта, они представляли собой «сплошную жижу грязи».
В темное время из-за отсутствия освещения и плохого состояния до-
роги многие извозчики отказывались везти на Троицкую и примы-
кавшие к ней улицы. Большую часть сезона среди «непроезжих» числилась и незамощенная Молотковская улица.
Большие претензии к состоянию и содержанию дорожного полотна
были как у извозчиков, так и у простых горожан к «пресловутому го-
родскому шоссе» - участку тракта Петербург — Москва в черте Нов-
города. Вот цитата из «Волховского листка»: «Шоссе находится в не-
возможном состоянии <...> какой то заброшенный проселок с ухаба-
ми и кочками, покрытый двухвершковым слоем тончайшей пыли. Ме-
стами идешь по шоссе, как по торфяному болоту...» Основную долю
в составе дорожного «торфа» составлял конский навоз. Новгород-
цы призывали городские власти дезинфицировать хотя бы места
стоянок извозчиков. Насколько удивительным, настолько и актуальным
выглядит сейчас сообщение, что «починка шоссе в некоторых местах
производилась оригинальным образом, а именно при помощи кирпич-
ного боя», которым засыпались ухабы и колдобины. У тогдашних жителей города это вызывало недоумение и возмущение.
В 1903 г. в одном из номеров того же издания постоянный кор-
респондент газеты с псевдонимом Е. Р-ръ, сетуя на сложности пере-
движения обывателей по городу из за грязи, отсутствия тротуаров и
скудного освещения в темное время суток, высказал предложение о
введении в Новгороде омнибусов (конных общественных карет с плат-
ными местами для пассажиров и регулярным маршрутом). Он даже
предложил «идеальный» маршрут — от почты до железнодорожного вок-
зала, который бы охватил Знаменскую улицу, кремль, Легощую ули-
цу. Некоторые читатели поддержали идею письмами в редакцию.
Похоже, что городские власти отнеслись к этому «прожекту» более
холодно. Омнибусы так и не появились на улицах губернского центра.
Кремлёвское ДТП
В городской хронике тех лет нередко можно было прочесть о слу-
чаях «транспортных происшествий» с участием извозчиков. Конные по-
возки сталкивались друг с другом,наезжали на пешеходов и велоси-
педистов, сбивая их, и, несмотря на почти полное отсутствие на улицах
города автомобилей, умудрялисььпострадать от последних. Некото-
рые из происшествий с гужевым транспортом, пожалуй, заслужива-
ют особого внимания. В феврале 1911 г. в кремле произошло столк-
новение двух экипажей. В одном из них восседал сам новгородский гу-
бернатор П. П. Башилов, в другом же находился поручик 22-й артил-
лерийской бригады Троицкий с супругой. У повозки, в которой ехала
семейная пара, от удара сломалась оглобля, и седоки были выброше-
ны из саней. Вскочив, разъяренный поручик обнажил шашку и ею со-
рвал номер с извозчика, везшего губернатора, при этом задев и по-
ранив руку последнему. Осенью того же года на Московской улице
известный в городе своими похождениями Артемий Стальнов, сын
крупного новгородского купца, наехал на личном автомобиле на «воз
с угольями», опрокинув его и «искалечив телегу».
Ответить
И
Иванович Александр
07.09.2023, 22:56:09
С колёс на полозья и обратно
В начале XX в. основным и практически единственным
видом городского транспорта в Новгороде был конный.
Автомобили в губернском центре являлись большой
редкостью, и их счастливых обладателей можно было
пересчитать по пальцам. Зато гужевой транспорт
отличался завидным количеством и многообразием.
забавные и трагические страницы лошадиной истории
Под дружеское ржание
По улицам города сновали различные экипажи, с грохотом неслись
повозки ломовиков, тащились крестьянские телеги и хозяйственные
обозы. Нередко встречались всадники, главным образом, из числа
военных. Лошадиное ржание, свист кнутов, ругань извозчиков и масса
конского навоза на булыжных мостовых были неотъемлемой частью
дореволюционного Новгорода.Городские окраины, особенно слободы, были с давних пор местом проживания ямщиков. Некоторые из слобод раньше содержали в своем названии добавление в виде термина «ямщицкая». От «лошадиной» эпохи остались или еще недавно
оставались следы и в наименовании ряда улиц: Малая, Средняя и Большая Конюшенные, Гужевая. В определенной степени, к их числу, и как тут не вспомнить рассказ Чехова «Лошадиная фамилия», можно причислить и Сенную площадь.
По традиции основная часть извозчиков проживала на окраинах
города. Многие горожане содержали конюшни и каретники на терри-
тории своих усадеб в центре города, а наиболее состоятельные име-
ли и своих кучеров. Причём помещения под конюшни и каретные са-
раи порою требовались не только домовладельцам, но и их жильцам.
«Ваньки» и «обломы»
Занимавшиеся извозом делились на три основные группы: биржевые извозчики, ломовики и, так называемые, «ваньки». К первой
группе относились стоявшие на бирже и имевшие собственные номе
и разрешительные билеты извозчики. Иногда к ним применялся тер-
мин «легковые извозчики». Им были отведены постоянные места сто-
янок — биржи. На биржах у железнодорожного вокзала и речной при-
стани на столбах были размещены большие плакаты с указанием так-
сы поездок на извозчиках. В 1910 г. по распоряжению управы плакат
от пристани перенесли к Волховскому мосту, поставив его возле ча-
совни Александра Невского. Проезд по городу в один конец в пре-
делах городского вала в 1911 г. стоил 20 коп. Но горожане часто жало-
вались, что извозчики берут не по таксе, требуя прибавки.
Для «легковых» извозчиков городской управой с участием поли-
ции регулярно проводился своеобразный техосмотр. Проверялось со-
стояние лошадей, экипажей и амуниции извозчиков. В газетной хро-нике об одном из таких смотров замечалось, что на деле впечатле-
ние от вида части извозчиков складывалось довольно неприглядное:
«и экипаж дрянной, и лошадь скверная, и сам выглядит бандитом». А
несколькими годами ранее в редакционной заметке «Волховского ли-
стка» «Несбыточные мечты новгородца» обращалось внимание го-
родской управы на извозчиков, что «они и пьяненькие, и рваненькие, и грязненькие». В те времена зимой конный транспорт почти весь переходил с колёс на полозья, то есть садились на сани. И для горожан становился привычным вид извозчика, сидящего на месте седока (что правилами запрещалось), «с закинутыми на козлы ногами в грязных валенках».Ломовиками именовали перевозчиков грузов, которых содержали хозяева торговых и промышлен-
ных предприятий. Ломовики особенно досаждали горожанам. Как
правило, это были здоровенные (ведь им обычно приходилось ис-
полнять работу грузчиков) и крайне грубые экземпляры сильного
пола. Иногда при характеристике ломовиков новгородцы добавляли
термин «обломы», употребляя его в значении «невоспитанные, неуклюжие». Дорогу при езде они обычно никому не уступали. Несясь по улицам с бешеной скоростью на груженой телеге, ломовики наводили ужас на встречные экипажи и пешеходов, щедро осыпая их дорожной грязью и площадной бранью. Например, в «Новгородской жизни» приводился случай, когда на Петербургской улице развозчик пива товарищества «Богемия» Павел Сидоров не пропустил пожарный обоз,спешивший по вызову на пожар.
При этом возница умудрился ещё и обругать всех. Как хозяева ломо-
вики вели себя не только на проезжей части, но и на тротуарах, бес-
церемонно расталкивая пешеходов,обтирая о них свои грязные фарту-
ки и сопровождая свое передвижение постоянной бранью.
Большое количество грузовых перевозчиков в Новгороде, кроме
упомянутого товарищества «Богемия», содержали при Знаменской
писчебумажной фабрике Шитова,лесопильном заводе Петровых, па-
роходстве и мастерских Забелиных.
Часто возле «Екатерининского судна» (Екатерининской горки) при вы-
возе дров для фабрики Шитова можно было наблюдать, как надры-
ваются бедные животные, пытаясь втащить вверх по склону волховско-
го берега неподъемные возы «сырого должья». При этом возницы не-
щадно хлестали по бокам своих четвероногих помощников.
Нескольких ломовиков имел купец и гласный городской думы К. М.
Матвеев. В нижнем этаже Знаменского собора он арендовал помеще-
ние под овсяной склад, в котором были свалены в беспорядке «кули,
доски и тряпье». По складу и возле него расхаживали, сквернословя и
дымя цигарками грузчики-возчики,чем сильно смущали прихожан, ко-
торым было никак не миновать расположенного по главному фасаду
собора складского входа.
Летом 1903 г. захламлённость склада и безалаберность матвеевских ломовиков чуть было не привели к страшной трагедии. От незатушенной цигарки начался пожар.
К счастью, с огнём удалось справиться, а иначе бы город мог ли-
шиться своей основной святыни —чудотворной иконы «Знамение»,
которая находилась в главном алтаре храма как раз над складом.
Кстати, впоследствии К. М. Матвеев вступил в члены Новгородского
общества любителей древности и,не без сомнения, остаётся надеять-
ся, стал бережнее относиться к памятникам старины.
«Ваньки» относились к самой бесправной группе извозчиков, как
правило, представленной прибывшими из деревень на заработки
крестьянами. В подгородних деревнях основная часть мужского насе-
ления занималась извозом. Они узнавались по слабым и истощав-
шим лошаденкам, худенькой повозке, бедной залатанной одежде и
упряжи, состоявшей наполовину из веревок. Обычно их количество увеличивалоь по зиме, что было связано с сезонностью крестьянских работ. Некоторые «ваньки», не имея собственных или жалея своих и так сильно обессилевших от непосильной крестьянской работы кормилиц,брали животных в аренду у владельцев, подчас останавливаясь у них на постой. Часть своего скудного дохода они вынуждены были отдавать хозяевам извоза.
Мотаясь в поисках седоков по всему Новгороду, «ваньки» брали с
них дешевле биржевых извозчиков.Иные пассажиры пользовались их
бесправным положением и, объездив весь город, расплачивались с
возницей сущими грошами. Порой же сами «ваньки», чтобы получить
большую плату за работу, пытались выступить в роли биржевых извозчиков. В газетной заметке под названием «Ловкий ванько» рассказывалось, как извозчик на «расслабленных санишках», нахамивший седоку и даже схвативший того за грудки, на требование предъявить номер, бросил седоку какую-то медяшку, которая оказалась «дном от коробки из-под ваксы»
Ответить